Военная операция в Сирии для России обходится слишком дешево

Вoeнныe экспeрты НAТO пoрaжeны тoчнoстью, с кoтoрoй рoссийскиe сaмoлeты пoрaжaют цeли в Сирии. Oб этoм пишeт «Рoссийскaя газета» со ссылкой на австрийское издание Contra Magazin.

Основная мысль западных экспертов сводится к тому, что старые российские самолеты наносят удары старыми советскими авиабомбами ничуть не хуже, а часто еще и лучше, чем западная коалиция своим дорогостоящим и высокоточным оружием.

———————-<cut>———————-

В Сирии, безусловно, есть новейшие российское бомбардировщики, и они выполняют самые сложные боевые задачи. Но основную тяжесть работы на фронте несут на себе старенькие Су-24 и Су-25, хоть и модернизированные. А на головы террористов падают бомбы еще советского производства, которые в огромных количествах находятся на складах вооружений. При всем этом точность бомбометания поражает и заслуга в этом российских военных инженеров, которые в результате введения технологии SITREP, позволили добиться этих результатов.

SITREP — это система, которая позволяет анализировать данные положения самолета и цели, скорость ветра, давление атмосферы и другие параметры, которые могут повлиять на полет бомбы и выбирает оптимальную точку бомбометания. Система позволяет с высоты до 6000 метров наносить удар с отклонением всего в 3-4 метра от цели, что для боеприпаса объемного действия и большой мощности не принципиально.

«В то время как как НАТО — в особенности США, — вкладывают громадные средства в высокоточное оружие и системы тотального контроля, Россия применяет свои технические возможности для минимизации затрат», — считает Contra Magazin.

Дело в том, что высокоточное оружие появилось как раз с целью сократить военные расходы. Основные траты приходятся на боеприпасы — Германия во время Второй мировой войны расходовала на них 60 процентов военного бюджета, СССР — почти половину. Во время войны во Вьетнаме США израсходовали 7,7 миллиона бомб, потратив на них и самолетовылеты как минимум 110 миллиардов долларов, но результата не достигли.

По расчетам, высокоточное оружие за счет поражения цели первым выстрелом (пуском, сбросом) обеспечивает трехкратную экономию только по боеприпасам. Если прибывать сюда расходы на топливо, обслуживание, жалованье военным, выплаты в случае гибели или ранения и т.д., — то выгода выходит колоссальная.

Правда, с выходом на пик популярности высокоточное оружие стало стремительно дорожать. Крылатая ракета Tomahawk — расходный материал высокоточной войны, — во время операции «Буря в пустыне» стоила несколько сотен тысяч долларов. Сейчас — полтора миллиона. Один 155-миллиметровый управляемый снаряд Excalibur обходится американской армии в 50 тысяч долларов (и это при условии крупносерийного производства). Большинство объектов, уничтожаемых таким дорогим способом, стоят в разы меньше.

Россия же применила излюбленный ассиметричный метод — при помощи новейшей технологии сделала высокоточными старые бомбы, которых в наследство от Советского Союза осталось великое множество.

Открыто об этом на Западе стараются не говорить, но Вашингтон уже формально признал, что военная операция в Сирии для России обходится слишком дешево, а российские ВКС могут бомбить еще очень долго.

Система СВП-24 «Гефест» расширяет спектр доступных летчикам тактических приемов при поиске цели, выходе на цель, прицеливании и нанесении воздушных ударов. Использование нового прицельно-навигационного комплекса позволяет производить бомбометание со свободного маневра, не входя в зону поражения средств вражеской объектовой ПВО. Как говорят специалисты 2-го Командования ВВС и ПВО, в ходе боевого применения СВП-24 «Гефест» подтвердил все заявленные параметры – более чем в 3 раза удалось увеличить точность нанесения авиаударов Су-24М, а также надежность функционирования прицельно-навигационного комплекса. Значительно удалось повысить хронометраж суточного боевого налета.

Су-24 в настоящее время продолжает оставаться основой фронтовой бомбардировочной авиации страны. Су-24 или изделие Т-6 (по кодификации НАТО Fencer – фехтовальщик) – это советский/российский фронтовой бомбардировщик, имеющий крыло изменяемой стреловидности. Самолет предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в сложных и простых метеоусловиях, ночью и днем, в том числе на малых высотах с прицельным поражением целей как на суше, так и на море.

По состоянию на 2011 год средний возраст российских бомбардировщиков Су-24, которые находились на вооружении ВВС, составлял 25-27 лет. Изначально около 60-70% парка этих самолетов планировалось заменить современными Су-34, а остальные самолеты модернизировать до варианта Су-24М2. Однако от варианта М2 все-таки было решено отказаться. По состоянию на 2012 год на вооружении российских ВВС находилось 124 бомбардировщика Су-24М. Полк Су-24М, дислоцированный на авиабазе «Шагол», будет оборудован системой СВП-24 «Гефест» до конца 2013 года.

Известно, что в 2009 году после окончательной оценки боевого использования модернизированных версий Су-24М во время Пятидневной войны, Минобороны России решило отказаться от дальнейшей модернизации имеющихся фронтовых бомбардировщиков Су-24М по варианту Су-24М2, предложенному компанией ОАО «Сухой» (ОКР «Гусар») и выбрало модернизацию Су-24М по варианту предложенному ЗАО «Гефест и Т».

В настоящее время модернизированные по данному проекту самолеты Су-24М находятся на вооружении 3-х военных округов страны – Западного, Центрального и Южного. При этом модернизация самолетов Су-24М по варианту, предложенному ЗАО «Гефест и Т», ведется как в строю, так и на авиаремонтных предприятиях. Со временем все имеющиеся на вооружении самолеты Су-24М получат новый прицельно-навигационный комплекс СВН-24 «Гефест».

При этом стоит отметить тот факт, что изначально представители российских ВВС достаточно прохладно отнеслись к разработкам компании «Гефест и Т». Но в 1999 году интерес к данной программе модернизации проявили ВВС Алжира. Под заказ данной страны проходил испытания Су-24М, оснащенный неполным комплексом СВП-24 «Гефест», так как здесь главным подрядчиком выступал разработчик бомбардировщика. Результаты проведенных испытаний полностью удовлетворили ВВС африканской страны и, начиная с 2001 года, в Алжире началась эксплуатация доработанных бомбардировщиков Су-24МК. При этом ВВС Алжира получили бомбардировщики с новой версией ПО, поэтому эксплуатацию самолетов сопровождали представители создателя СВП-24.

На этом фоне для ВВС России также было модернизировано несколько самолетов. В 2004-2005 годах эти машины отлично зарекомендовали себя во время проведения больших военных учений стран СНГ под названием «Рубеж». ВВС России провели комплексный анализ бомбардировщиков Су-24М, оснащенных новых прицельно-навигационным комплексом, в опытной эксплуатации и в том же году рекомендовали оборудование СВП-24 к принятию на снабжение ВВС страны. Однако история с Су-24М «Гефест» несколько затянулось. Все окончательно разрешилось только в октябре 2008 года, когда систему СВП-24 официально приняли на вооружение ВС России.

Использование комплекса СВП-24 позволяет добиться уменьшения стоимости авиационных комплексов при одновременном росте их эффективности, что возможно за счет «единой технологии»: построения бортовых систем на унифицированной элементной базе и на едином принципе. При этом в ходе модернизации Су-24М внешний облик машины и оборудование кабины пилотов не меняется. Замене подлежать лишь блоки прицельно-навигационного комплекса. Причем установка новых блоков, которые обладают меньшей размерностью, ведется в те же самые посадочные места и разъемы, что позволяет выполнять доработку бомбардировщиков прямо в строевых подразделениях силами техническо-эксплуатационных служб.

Установка на самолеты нового комплекса СВП-24 позволяет значительно повысить точность нанесения бомбовых ударов по наземным целям даже в достаточно сложных метеоусловиях. Данная система специально создана для интеграции управляемых боеприпасов со спутниковым наведением и состоит из наземного автоматизированного комплекса подготовки и контроля полетных заданий и комплекса бортового оборудования, которые связаны между собой единым специальным ПО. При этом в комплексе СВП-24 была реализована комплексная обработка информации с учетом существенного количества факторов, влияющих на точность боевого применения и навигации бомбардировщика, особенно во время маневрирования.

Су-24 оснастят прицельно-навигационным комплексом Гефест

Комплекс СВП-24, принятый на вооружение в 2008 году, сегодня производится серийно. Данная система предназначена для использования всей существующей, а также перспективной номенклатуры вооружений, в том числе управляемых. Уникальность системы заключается в том, что она может быть модифицирован под использование с различными типами носителей – не только боевыми самолетами, но и вертолетами. Комплекс СВП-24 «Гефест» может устанавливаться на самолетах МиГ-27, Су-24М, Ту-22М3, учебно-боевом L-39, а также ударных вертолетах Ка-50 и Ка-52.

Постепенно новые бомбардировщики, оснащенные данной системой, поступают в строевые части. При этом отзывы боевых летчиков о новом прицельно-навигационном комплексе довольно однозначны: «в бой лишь на Гефесте». Использование СВП-24 позволяет добиться точности бомбометания обычными свободнопадающими бомбами сопоставимого с КАБ. А если принять во внимание фактор надежности вооружения, то вероятность поражения вражеских объектов Су-24М с СВП-24 обыкновенными бомбами даже выше, чем при использовании корректируемых авиабомб или УР, хотя бомбардировщик может использовать и все виды высокоточного вооружения – все те же КАБ и управляемые ракеты «воздух-поверхность».

Модернизация фронтового бомбардировщика Су-24М в Су-24М с СВП-24 служит очень хорошим примером комплексного подхода к проблеме. В сравнении с многими другими вариантами модернизации самолета, доработка компании «ГЕФЕСТ и Т» обходится очень дешево, однако в результате военные получают самолет, который в состоянии уничтожать цели обычными авиабомбами с точностью, доступной не всем современным КАБ. При этом бомбардировщик интегрируется в «цифровое поле боя», а диагностика всех бортовых систем машины ведется «по состоянию». Огромное количество плюсов, а минусов практически нет. При этом работы по доработке других российских самолетов отчего-то пробуксовывают.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.