Сколько стоит искусство и как это работает

bf7ee35d90146e7a6b8dce50b8dceb17

Oбъясняeт дирeктoр днeвныx тoргoв aукциoннoгo дoмa Phillips

Oфициaльнo должность Тамилы Керимовой звучит как «Директор дневных торгов искусства 20 века и современного искусства». Лучше, чем она, в вопросах стоимости и актуальности современного искусства разбираются немногие. Тамила рассказывает, как   формируются цены на аукционах, что и почему действительно стоит миллионы,   как начать собирать коллекцию, с кем при этом дружить и как понять, что художника ждет мировая слава.

Как формируются цены

Здесь играет роль очень много факторов. Качество работы —   сюда входит композиция, период, размер, цветовая гамма, состояние. Важна и популярность художника на рынке в данный момент   —   музейные выставки или же новости о том, что кто-то из известных коллекционеров приобрел работу. История предыдущих продаж. Вся эта информация даёт специалисту ощущение стоимости того или иного произведения искусства. Каждый случай   —   индивидуален, даже если работу создали в серии. Например, зелёная работа итальянского мастера Лучо Фонтаны будет в раза 3 дешевле белой   —   при прочих равных.

Lucien Smith   —   Make it Rain, 2012 год (цена   —   £ 20 000—30 000. Продана за £ 68 500)

Adrian Ghenie   —   Study for Pie Fight Interior, 2012 год (цена   —   £ 8000—12 000. Продана за £ 125 000)

О молодых художниках и хитростях

Молодые художники должны стремиться к персональным или групповым выставкам в галереях   —   и хотя бы раз попасть на музейную выставку. Когда у них уже разовьётся вторичный рынок   —   то есть работы будут покупать уже не только напрямую у галерей, но и из частных коллекций,   —   пора выставляться на аукционах. Быть представленным только в галерее недостаточно.

Музейная выставка или объявление о предстоящей выставке   —   это тот шаг, который сразу показывает высокий класс художника и может поднять его цену. К примеру, новость о ретроспективе в MoMA PS1 очень помогла молодой американской художнице Саше Брауниг (выставляется с Foxy Production и Office Baroque). Мы продали её работу за £ 23 750 на дневных торгах 6 октября в Лондоне. А ведь эстимейт был всего £ 4000—6000.

Адриан Гени сейчас очень популярный художник   —   каждый сезон цены на него просто бьют рекорды. На дневных торгах мы выставили достаточно редкую работу   —   Study for Pie Fight Interior. Да, художник часто уничтожает эскизы, с которых он рисует свои большие полотна,   —   так что цена на них могла подскочить в силу их редкости,   —   но мы все равно не ожидали настолько высокого результата. Часто мы специально ставим низкий эстимейт на очень популярных художников, чтобы привлечь как можно больше людей и дать рынку самому определить финальную цену.

 

Sascha Braunig   —   Reef, 2015 год (цена   —   £ 4000—6000. Продана за £ 23 750)

Есть ли какой-то секрет успеха для художника?

Самое главное   —   иметь хорошего галериста, который стремится заботиться о карьере художника в долгосрочном периоде. У серьезных галеристов уже налаженные связи со всеми кураторами, и они всячески способствуют музейным выставкам для своих художников. Они стараются, чтобы работы их подопечного художника оказались в музейных или важных частных коллекциях, даже если они готовы приобрести произведение по более низкой цене.

Я хочу собрать коллекцию. С чего начать?

Для начала надо посетить как можно больше выставок и ярмарок, чтобы понять, какое искусство вы предпочитаете. Инвестировать стоит в то, во что вы верите, а не в то, что в тренде на рынке в данный момент. Нет никаких гарантий, хотя и риск, конечно, разный. Сейчас, например, работы Люсьена Смита тяжело продать за $ 60 000, тогда как в 2014 году цены на них переваливали за $ 300 000. С другой стороны, если успех подкреплён музейными выставками, любовью кураторов и больших частных коллекций, то понижение в цене считается просто колебанием рынка   —   и скорее всего, такие художники вернутся на былые вершины.

Lucio Fontana   —   Concetto Spaziale, Attese, 1965 год (цена   —   £ 1 000 000—1 500 000. Продана за £ 1 426 500)

Как понять, что художник «выстрелит»

Важнее всего качество работ и те, кто за ними стоит. Во-первых, рынок не глуп, поэтому не будет любить то, в чем нет изюминки. А во-вторых, когда, к примеру, Ларри Гагосян берётся за молодого художника, это сразу означает, что, скорее всего, его работа окажется в коллекции Лео Дикаприо. Сами понимаете. Так, например, случилось с режиссером Хармони Корином, которому Гагосян сделал выставку в Нью-Йорке в 2014-м, а через год   —   в Лос-Анджелесе.

Источник

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.