«АРТДОКФЕСТ»-2016: ДЕСЯТЬ ПРОЦЕНТОВ СВОБОДЫ

ab8cc71a1e9c3a7b723a799bd7c61e44

15 из 150 прoвeрeнныx фильмoв фeстивaля дoкумeнтaльнoгo кинo

Пeрвoгo дeкaбря в Мoсквe, Сaнкт-Пeтeрбургe и Eкaтeринбургe oткрывaeтся фeстивaль дoкумeнтaльнoгo кинo «Aртдoкфeст», нe нуждaющийся в дoлгoм прeдстaвлeнии. Aвтoрскaя дoкумeнтaлистикa на русском языке — концепция «Артдокфеста» остается неизменной уже 10 лет, именно столько исполняется фестивалю в этом году. Основной площадкой станет московский кинотеатр «Каро Октябрь», а в расписании 156 фильмов (в Питере и Екатеринбурге покажут укороченную программу) — целую неделю в четырех залах будут идти разные фильмы из 19 стран мира, работы молодых авторов и классиков неигрового кино, тематика обширная, и каждый может выбрать по своему интересу. Больше всего картин — для людей, серьезно интересующихся политическими и общественными процессами в нашей стране: порядка десяти из них на тему конфликта с Украиной, две ленты про Бориса Немцова, две — про Петра Павленского. Однако политикой фестиваль не исчерпывается: зоозащитникам хотелось бы порекомендовать «Клетку» из программы «Среда», фанатам киевского Динамо фильм «Лобановский навсегда» из программы «После Союза.doc», ценителям Бродского — «Землю Иосифа», поклонникам группы Аукцыон — «ЛеФ», ну и так далее. Кино-театр.ру представляет свои любимые фильмы «Артдокфеста-2016» и рассказывает, чем они хороши.  

ИКОНА   (Конкурс)

Польский режиссер   Войцех Касперски   снял картину в одной из крупнейших психиатрических больниц Сибири. Там совместно проживают пациенты с шизофренией, серийные убийцы, старушки с расстройствами памяти и неуправляемые подростки из неблагополучных семей. Снаружи вдоль забора ходят примерно такие же люди, малоотличимые от контингента больницы. Повествование ведется от лица главного врача, который размышляет о том, что душа человеческая – потемки, и мы не знаем, даже где она, не говоря уж о том, как ее излечить. Картина больше философская, нежели социальная, полная печальной поэтики, что видно уже из названия, — это качество весомо отличает польский кинематограф от всех других.



ОСВОБОЖДЕНИЕ: ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ   (Конкурс)

Несколько громоздкое русское название картины (оригинальное — We’ll Be Alright, т.е. «Все будет хорошо») близок по содержанию с предыдущим фильмом конкурса, посвященного людям с психиатрическими заболеваниями и также снятым в сибирском учреждении. Режиссер   Александр Кузнецов, как и его польский коллега, ставит вопрос об условности понятия «нормальность», но фокус зрения у него иной. Две молодые девушки пытаются добиться признания дееспособности, годами проходя через врачебные освидетельствования и суды. Получить заветную отметку, кажется, невозможно, даже если ты вообще не похож на психа, а ведь человек, признанный недееспособным, не имеет прав жить самостоятельной жизнью, создавать семью, учиться и работать. Героини фильма полны решимости на этом трудном пути и многого добиваются там, где человек без закалки давно сложил бы руки.


ДОРОГА   (Конкурс)

Самый необычный и динамичный фильм из всей программы фестиваля смонтирован из записей дорожных видеорегистраторов. Это роуд-муви, в котором зрители оказываются на месте водителя и пассажиров, совершая удивительное турне по загадочной России, и тут с ними может приключиться всякое: танк на автомойке, падение метеоритов и вообще все, что угодно. Опасная дорога (дорога жизни, разумеется) сопровождается бестолковой музыкой радиостанций, а участники событий смеются, матерятся и молитвенно причитают. Россия здесь салтыков-щедринская — дикая, дремучая, непредсказуемая, как горящий лес, непроходимая, как снежное поле. Поохает-поохает путешественник и едет дальше, ведь «если на Святой Руси человек начнет удивляться, то он остолбенеет в удивлении, и так до смерти столбом и простоит».



В ТЕНИ БОЛЬШИХ ДЕРЕВЬЕВ   (Конкурс)  

Рискует пройти незамеченным фильм   Вадима Витовцева   про пигмеев Баака из Центрально-Африканской республики. Меж тем, эта недлинная и вообще не похожая на отечественный продукт картина на тему культурного натиска большого мира – не просто зарисовка для любителей фильмов о природе BBC (хотя и это тоже). Глобально это кино про конфликт старого и нового вообще, что применимо и к любой стране мира, и к любой семье. Главные герои – отец и его взрослый сын, который увлекся «музыкой из колонок», оказывающей, по мнению отца, разлагающее воздействие на молодежь племени. Парни теряют корни – перестают охотиться, надевают одежду и сидят кружком, слушают музыку. Взрослым это совсем не нравится. Папа ратует за традиционные ценности («У нас и свои песни есть»), ругает сына за то, что он пошел в город и купил вместо маниоки карту памяти. «Еду мы в лесу возьмем», — парирует сын, — «а такой карты памяти ты нигде не найдешь».  


ЖЕНЩИНА И ЛЕДНИК   (Конкурс)

Обворожительно красивая, терапевтическая картина без единого слова о литовской женщине-гляциологе, которая 30 лет живет и работает на леднике Туюксу в горной системе Тянь-Шань. Вся ее компания – это собака и кошка, но, конечно, главный друг — это Ледник, он здесь полноценный герой картины, который тоже меняется, как и человек, просто медленно. От него исходит умиротворение, спокойная уверенность в том, что все происходящее на равнине – невозможная суета. Автор фильма – живой литовский классик   Аудрюс Стонис.  



БРАТЬЯ   (Спецпоказ)

В программу «Артдокфеста» попал один из лучших фильмов, показанных в этом году на ММКФ — картина   Войцеха Староня, выдающегося польского режиссера и кинооператора. В кадре два старика — Альфонсо и Мечислав Кулаковские, репатрианты из Казахстана, на старости лет вернувшиеся в родную Польшу. Альфонсо – художник, ему 83 года, его брату 91. Они очень медленно ходят, задавая своей скоростью ритм всей картине. Вместе смотрят по телевизору парад Победы в Москве, почти шепотом вспоминают депортацию, этнические чистки, тюремный лагерь, голод. Затем случается открытие в Брюсселе выставки брата-художника, на которую старичкам приходится нарядиться в цивильные костюмы, а чуть позже в их доме случается пожар, уничтоживший всё, в том числе картины. Но им не впервой начинать с нуля.  



ЛЕТО С АНТОНОМ   (Юбилей Артдокфеста);
ДНИ ЮНОСТИ(Среда);  
ДВА ДЕТСТВА   (Среда)

Три фильма программы посвящены теме, которая все больше набирает обороты, — военно-патриотическому воспитанию школьников. Один из них из программы «Юбилей Артдокфеста», куда собраны 10 фильмов из конкурсов разных лет, не получавших призы, но очень важных. «Лето с Антоном» — бельгийская картина, участник IDFA и «Артдокфеста» 2012 года. Ее герой — восьмиклассник Антон из неблагополучной семьи. Летом он отправляется в военно-патриотический лагерь, где армейская дисциплина сочетается с элементами боевой подготовки. Режиссер наблюдает за тем, как подросток взрослеет, как меняется после интенсивных физических тренировок и идеологических бесед с военным инструктором.

Тему «воспитания патриотизма» и милитаризации в школах затрагивают еще две картины из программы «Среда», также очень достойные работы. Это немецкий фильм «Дни юности» (его и «Лето с Антоном» покажут в один день) о детском патриотическом лагере на Сахалине, где детей учат не только собирать и разбирать винтовку, но и правильно умирать на поле боя. Вторая картина – «Два детства»   Владимира Головнева, в нем акцент на поведении и самосознании школьников. Режиссер наблюдает за учащимися, которых заставляют ходить к ветеранам с поздравлениями, и пытается нащупать грань между казенным патриотизмом и истинным.  



БОРИС РЫЖИЙ   (Юбилей Артдокфеста)

Борис Рыжий – самобытный русский поэт, представитель «потерянного поколения», один из тех, кто не вернулся из 90-х. Фильм нидерландского режиссёра   Алёны ван дер Хорст   о нем снимался в Екатеринбурге, на родине Рыжего, и это не только воспоминания друзей и знакомых о рано ушедшем поэте, а полное трагических интонаций воспоминание о времени. Пожалуй, это один из лучших документальных фильмов о 90-х годах. Картина имеет награды фестивалей в Амстердаме, Эдинбурге и номинацию на «Лавровую ветвь»-2009 за лучший кинофильм.


СЕМЕЙНОЕ ДЕЛО   (Psy.doc.Моя история)  

«Семейное дело» — попытка голландского режиссера   Тома Фассарта   разобраться в сложной истории своей семьи, старейшая представительница которой, его бабушка Марианн, живёт одна в ЮАР и имеет катастрофическую репутацию: собственные дети (старшему 70) ненавидят её. В молодости Марианн работала моделью, вышла замуж без любви, родила двух сыновей и через несколько лет отдала их в детский дом, просто перестав считать себя матерью. Позже все попытки старшего сына, уже обзаведшегося своими детьми, наладить отношения с матерью оборачивались полной катастрофой. Теперь и внуки выросли, и вот Марианн зовёт к себе одного из них, чтобы написать на него завещание. Том использует эту возможность и берёт с собой камеру – он надеется завоевать доверие и любовь бабушки, понять ее и восполнить пробелы в истории семьи. Первое ему удается. Этот фильм – потрясающий опыт, делающий зрителей причастными к очень драматичной и интимной истории. Кстати, после каждого фильма программы Psy.doc — обсуждение с психологом.



НАПРОТИВ ЛЕВОГО БЕРЕГА   (Среда)

В поисках индивидуальности и ключей к пониманию родного города восемь «сталкеров» из Ростова-на-Дону под руководством московской команды кинематографистов и урбанистов исследуют городское пространство и снимают сюжеты о людях, связанных пуповиной идентичности с этим и именно этим местом. Так, из лаборатории «Код города» родился прекрасный, очень позитивный фильм «Напротив левого берега», в котором микросюжеты вплетены в большой и главный – о том, что мы не очень-то хорошо знаем наше место жительства. А раз не знаем, значит не очень-то любим. Фильм по-хорошему тормошит, вынуждает приглядеться вокруг, попытаться понять своих соседей и земляков и, конечно, мотивирует на совместные поступки и творчество. Подробная рецензия   здесь.



ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ   (Конкурс);
В КРУГЕ ЧЕТВЕРТОМ   (Среда)

Целых три фильма «Артдокфеста» посвящены строительству и эксплуатации в России гидроэлектростанций и связанных с ними техногенных и человеческих катастроф. В первую очередь, это конкурсная картина «Против течения»   Дмитрия Тарханова, в которой звучат бодрые голоса советских дикторов, рапортующих о том, что человек подчинил себе природу и создал новое море, — Куйбышевское водохранилище. Показывают при этом волжан, у которых отобрали землю и дом, у которых под толщу воды ушли могилы предков. И в это же самое время на другом конце страны вот-вот будет запущена Бокучанская ГЭС – там жители еще не смирились с тем, что им придется уехать. Они еще пытаются бороться.

Снятый «попроще», но эмоционально не уступающий конкурсной работе, «В круге четвертом»   Екатерины Стыценко   – о деревне, которая также находится в зоне затопления только что построенной Бокучакской ГЭС. Руками сибирских заключенных ведется расчистка ложа будущего водохранилища: постройки сжигаются и сваливаются в огромные ямы, немногочисленных жителей оставшихся домов выселяют. Люди протестуют, не хотят уезжать, требуют компенсаций за хозяйственные постройки (у одного хозяина на его глазах жгут лесопилку), призывают Путина вмешаться. И в конце, конечно, бодрые новости Первого канала о запуске четвертой ГЭС на Ангаре.  



КАТАСТРОФА   (Среда)

Новая работа   Алины Рудницкой   («Кровь») рассказывает про аварию на Саяно-Шушенской ГЭС, произошедшей здесь в 2009 году. Погибло 75 человек, но какие выводы сделали люди из этого инцидента спустя 7 лет после трагических событий? Власти нашли и наказали крайних: тюремные сроки получили инженеры и начальник станции. Родственники же, переживших утрату близких, все еще судятся, чтобы в медицинском заключении стояло «погиб во время аварии», а не «утонул». О том, что главная причина аварии – не инженерная, а системная ошибка, в основном и не задумываются. В целом претензий к государству у народа нет. Из последних сил починили «второе сердце» станции, честь умерших не посрамили. Страха перед новыми возможными авариями нет, ведь есть вещи и пострашнее: люди живут в ожидании войны, постоянно говорят о войне: «Перебьемся на капусте, лишь бы не было войны». Это и есть настоящая катастрофа –история не учит.


Бонус:  
В путеводитель вошли только те картины, которые нам уже удалось посмотреть. За бортом осталось много важных фильмов и целых программ, из которых больше всего хочется увидеть эти:  

«Аустерлиц», реж.   Сергей Лозница   (Конкурс)
«Сказка о соловьях-разбойниках», реж. Стефан Эберляйн (Спецпоказ)
«Раз, два, три», реж. Арман Ерицян (После Союза.doc)
«Лешкин луг», реж. Алексей Погребной (Спецпоказ)
«Песни Абдула», реж. Анна Моисеева (Спецпоказ)

Расписание показов
Продажа билетов

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.