Станция Нижний Новгород-Московский



Стaнция Нижний Нoвгoрoд-Мoскoвский пoявилaсь oчeнь дaвнo, нa зaрe стрoитeльствa жeлeзныx дoрoг в Рoссии, в 1862 гoду. Этo была пятая железная дорога в России, Москва — Владимир — Ковров — Нижний Новгород, длиною 440 километров.

———————-<cut>———————-

Дорогу проложили за 4 года. Она была необходима для связи центра России, ее обоих столиц, с Поволжьем и восточными регионами страны, играла она также важную роль в снабжении Москвы сельскохозяйственными продуктами, а также в доставке товаров на Нижегородскую ярмарку.

Прммечательна эта станция следующим обстоятельством — она была тупиковой целых 73!!! года, до постройки в 1935 году Борского моста и дороги на Киров, которая стала продолжением нижегородской линии.

А ещё главная станция города разместилась на другом берегу Оки от исторического центра Нижнего. Провести железную дорогу прямо в центр города, из-за сложного рельефа и расположения его за широкой Окой, не представлялось возможным. Тоже кстати обстоятельство не характерное для большинства городов России.

Связи с дорогой на Арзамас тоже эта ветка не имела до 1961 года. Таким образом Нижний Новгород, это пожалуй единственный крупный российский город в европейской части страны, где железнодорожный узел формировался так медленно и это растянулось на целое столетие, почти что до наших времен. Электрификация на Арзамас проводилась недавно, в 90-е годы.

Сама станция Нижний Новгород-Московский долгое время называлась Горький-Московский.

Вид на восточную горловину станции с Гордеевского путепровода.



С путепровода также виден еще один мост над путями, это эстакада на метромост появившаяся недавно, а также красное здание бывшей полицейской части



А так это место выглядело до 1935 года. Железнодорожный тупик на долгие десятилетия.

Хорошо также видно, что из себя в ту далекую эпоху представляла главная жд станция этого крупного торгового волжского города.

Как называлась церковь у тупика я не знаю.



Сразу же у горловины железная дорога поворачивает вначале на север, а через пару километров на восток к Борским мостам через Волгу.

Именно так построили мостовый переход через Волгу в начале 30-х годов XX века, несколько северноее Канавино.

Вначале мост был один, потом построили еще один, потов в 60-е годы сюда пришла электрификация в стандарте переменного тока. Сейчас лиия Москва — Н.Н. — Киров является важной частью Трассиба, по которой идет множество пассажирских и грузовых поездов.



Лишь один раз я поймал грузовой поезд со стороны Кирова и издалека. Это был длинный наливной состав.



Вид на горловину станции снизу.



Стоит пассажирский поезд в сторону Сибири. Тут работают пассажирские электровозы ЧС4Т и ЭП1М из депо Киров Горьковской дороги.

Хорошо мне знакомые локомотивы по поездкам в Ижевск и Челябинск.



Идет ЭП1М в более раннем голубом окрасе.



В этом старом здании размещается транспортное отделение полиции.



Это был белорусский поезд Минск — Новосибирск, у которого была очень долгая стоянка в Нижнем. На мосту через Волгу я его застал только спустя час.

Беларусь несмотря ни на что сохраняет прямую жд связь с российской Сибирью.



А это важная здешняя достопримечательность.

Царский павильон Московского вокзала Нижнего Новгорода. "Был построен по инициативе ярмарочного купечества в 1894 году. А уже в 1896 году маленький дворец использовался по назначению — принимал императора Николая II и членов его семьи, приехавших на Всероссийскую промышленно-художественную выставку. Расположение павильона было регламентированным: прямо напротив того места, где останавливался первый вагон поезда."







Здание вокзала сейчас стоит на реконструкции к чемпионату по футболу. Поэтому я в первый день его просто не заметил.

Хотя его архитектурный облик далек от совершенства. Просто унылая прямоугольная коробка, не как в других крупных городах.







На остальных путях станции всегда можно видеть много электропоездов.

Несмотря на то, что Нижний имеет всего три магистральных направления, обилие электрифицированных тупиковых пригородных веток, делает здешнее пригородное движение довольно интенсивным.



К здешнему моторовагонному депо Нижний Новгород-Московский ТЧ-7 приписано около 50 электропоездов ЭД9 разных модификаций. Все они выпущены уже в 21 столетии, старья практически тут не осталось.



Постоянно слышны объявления об отправлении того или иного электропоезда. Есть в городе также и городская электричка.

На другом пути стоит почтово-багажный поезд Владивосток — Москва под ЭП1М.



Вот так выглядит здешняя карта пригородного сообщения. На карте нет ветки на станцию Моховые Горы (город Бор). А о том, что Бор имеет пригородное сообщение с Нижним я узнал когда приехал в этот пригород. А до этого стоял и ломал голову, что это за станция такая в расписании — Моховые Горы, которой нет на карте?





Вид на ремонтируемое здание вокзала со стороны площади Революции. Она же — привокзальная площадь.

Вокзальный комплекс был построен в 1964 году, на месте снесенного старого вокзала. К сожалению попасть в здание вокзала сейчас невозможно.



В составе вокзального комплекса доминирует высокое здание гостиницы. Именно на ней со стороны путей можно видеть надпись "Нижний Новгород".

Не понимаю, кому это может прийти в голову ехать в Москву на маршрутке? Ну разве что если без документов.



Вид на станцию с западной стороны. Примерно 110 лет назад.



А так выглядел старый вокзал города.



Фото второй половины 70-х годов XX века.



Пешеходная площадь у торового центра на другой стороне от вокзала.



Скульптура "девочка на шаре". Под этим местом располагается главная станция метро Нижнего Новгорода — "Московская", открытая в 1985 году.





Высотное здание управления местного метрополитена.



Торговый центр "Чкалов".







К поездам сейчас можно пройти вот тут.



Немного другого по местной жд тематике.

Микрорайон "Сортировочный, который заложили в 30-е годы прошлого века для железнодорожников. Расположен у железнодорожной сортировочной станции, которая находится западнее станции Н.Н.-Московский.

В те годы, в связи с постройкой моста через Волгу, а также в виду строительства в городе новых заводов, резко увеличилось движение, что потребовало строительство большой сортировочной станции и соответственно жилья для работников.





Дворец культуры железнодорожников станции Горький-Сортировочный. 1956 год.



Очень запоминающийся памятник железнодорожникам погибшим в войну. 1985 год.



Платформа "Сортировочная" и главный ход на Москву.





Местный небольшой железнодорожный музей.





Так он выглядит со стороны.



Парки станции Горький-Сортировочный. И ни одного ВЛ80!! Ну просто катастрофа, быть в Нижнем и ни одного "выльника" не поймать.

Хоть в Коврове поймал.



Виден возвышенный правый берег Оки.



© flackelf

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.