Смысл жизни

(Рeлигия и aтeизм – двe тoчки зрeния.)

———————-<cut>———————-

Вeрующий Вeрникoв – aтeисту Дулумaну:

Здрaвствуйтe, увaжaeмый прoфeссoр.

Мeня зoвут Рoмaн, мнe 27 лeт, я пo спeциaльнoсти инжeнeр, живу в Сaнкт-Пeтeрбургe. Срaзу скaжу, чтo я чeлoвeк вeрующий вo Xристa и в Святую Прaвoслaвную Цeркoвь. К вeрe я пришёл как говорится «через разум», т.е. через размышление, чтение трудов учёных, придерживающихся различных взглядов, через наблюдение природы (я очень люблю путешествовать), наконец через анализ событий, происшедших со мной и моими близкими. В моей жизни не было «пограничных ситуаций», трагедий, духовных кризисов, когда люди обычно приобщаются к вере. Да, был поиск истины, увлечение философией, различными религиями, искусством, но жизнь моя текла довольно размеренно, я всегда старался жить «по уму». Но Господь всё же привёл меня к вере, зажёг во мне искорку. Я не хочу вступать с Вами в дискуссию на предмет существования Бога, так как убеждён в её полной бессмысленности. Сколько аргументов Вы мне приведёте против Бога, столько я приведу «за», а смысл? Никто никого ни в чём не убедит. Даст Бог, и в Вас загорится искорка веры. Я бы хотел поговорить о другом. Признаюсь, меня всегда интересовал внутренний мир атеиста. Не индифферентного человека, а именно – убеждённого « воинствующего» атеиста. Меня всегда интересовали вопросы атеистической морали и нравственности. В связи с этим я попытался представить себя в роли атеиста, погрузиться умозрительно в ваш мир, и описать, что же я там увидел. Разумеется, всё ниже сказанное не относится ко мне, а принадлежит моему герою.

Я В РОЛИ АТЕИСТА

Итак, я — современный молодой человек, каких много. Я трезв, прагматичен, в меру образован. Я не верю в Бога, так как ещё с пионерских времён усвоил, что жизнь — форма существования белковых тел, что разум — продукт высокоорганизованной материи, что мир по природе материален, и что нет ничего, кроме этой жизни и этого мира. Всё это моему аналитическому уму кажется настолько очевидным и доказанным наукой, что не стоит об этом и говорить. Всё бы ничего, да вот мучал меня в своё время вопрос: а не много ли ненужного, искусственного в моей жизни, того, что мне жизнь усложняет? Подумал я, подумал, и решил: ужас, как много. С детских лет я слышал о том, что счастье человека в созидательном труде на благо общества. И воспитывали меня так, все уши этим прожужжали. А я никак не понимал, какое ж в этом счастье — счастье полежать, дурью помаяться. Или вот говорили, что надо, мол, быть честным, Родину любить, маму, папу любить, стариков уважать, малышей не обижать и т.д. и т.п. Сплошные надо, и должен. Надо и всё. Так товарищ Ленин жил, так учит партия. За тебя, мол, деды и отцы кровь проливали, так не замарай их знамя. Ну раз такое дело, так значит, действительно надо, думал я. Прошли годы. Дедушку Ленина на свалку истории выкинули вместе с Марксом и Энгельсом. Глаза нам открыли. Столько классных вещей появилось, а свободы-то, свободы. И научился я задавать простенький вопросик: зачем? Ради кого я напрягаться-то должен? Раньше этой марксистско-ленинской туфтой мне голову дурили, а теперь-то я сам с усам. Попы о нравственности, милосердии говорят. Так Бог жить повелевает. Ну в Бога-то я не верю, так что меня не проведёшь. И решил я отбросить всё лишнее и стать НАСТОЯЩИМ БЕЗБОЖНИКОМ. Перво- наперво я вспомнил, что все люди вокруг меня — суть высокоорганизованное мясо, как , впрочем, и я сам. Мясо это ест, пьёт, спит, говорит, получает удовольствие от секса, рождает новое мясо, затем подыхает, и его черви сжирают. А перед мясом у мяса никаких обязательств. Тут вы сразу возразите: а как же любовь? Как же наслаждение высоким искусством? Ведь у человека есть и такие потребности. Ведь человеку бывает жалко другого человека, ведь человек даже заплакать может! А я этого и не отрицаю. Но ведь всё это тоже мясо породило. Так какая, на фиг, разница — ест человек, или любит кого- то. Собака бегает, птица летает, человек плачет. Не всё ли равно? Мне лично всё равно. По-моему, так кто как кайф, то бишь удовольствие получать умеет, так тот его пусть и получает. И незачем трендеть, что вот любить — это здорово, а наркотой колоться — дрянь. Кто судит — то? Бога же нет. Общество? Люди? Мясо судит мясо. Здорово. А вот у меня нет ни стыда, ни совести. Может что-то и было такое врождённое, но я от этого избавился. Жить мешает. Ну увидел я девчонку симпатичную, а тут ещё жена висит. Секса хочется, а совесть чего-то там вякает. Ну дал ей (совести) по роже раз, другой, так она и замолчала. Зато сколько кайфа! Или вот бабушка слепая из сберкассы идёт, а в кармане пенсия только что полученная. Цельная тыща рублей. Сколько пива можно выпить! Подошёл, легонечко денежки цоп, и плевать мне на бабушку. Если шкуре УК не угрожает, так всё позволено. Бога ведь нет, а, следовательно, мне на всех плевать. Ну ради чего, скажите мне, я должен расти духовно? Духа ведь нет, а душа — производная мяса. Ради того, чтобы люди обо мне после смерти сказали: какой, мол, хороший человек умер. И водки за меня выпили. Так не надо мне этого. Я лучше оторву кусок пожирнее, и съем. Кто скажет мне, почему так жить плохо, а вот так хорошо? А никто не скажет, потому что нет Бога. Значит нет ни хорошо, ни плохо. Всё это — лишь детские сказки. Есть лишь еда, секс и труп. Кстати о детях. Кто-то мне скажет: а как же дети, счастье отцовства и материнства… А плевал я на детей. Только жить мешают: сопли, пелёнки, проблемы. У меня есть только я, а на всех плевать. Мне скажут: ну ты же состаришься, болеть будешь, кто же тебе стакан воды принесёт. А я скажу: самая большая глупость в нашей жизни — страх смерти. Ну получи ты побольше кайфа, оттянись на полную, а как чувствуешь — сдаёшь, так съешь таблеток каких-нибудь, и к червям. И великого труженника они сожрут, и меня также. Так чего ради этого спину гнуть? Я вообще не понимаю стариков-безбожников. Болеют, мучаются, в очередях в поликлинники стоят, а ради чего? Чтоб через пару лет в навоз превратиться. Не проще ли, раз уж мы такое разумное мясо, по этому мясу бритвой хлоп.. и всё. Бога же нет. В общем, нашёл я смысл в нашей безбожной жизни — жрать и побольше. Вот Дулуман говорит, что каждый человек сам свою жизнь осмысливает, так вот я такой смысл вкладываю в неё. И таких как я много. А чем наш смысл хуже дулумановского? Что такое хорошо? Что такое плохо.

Настоящий атеист.

Атеист Дулуман – верующему Верникову:

14 мая 2003 года

Здравствуйте, Роман, который Верников!

Я рад, что Вы не атеист. Рад вдвойне:

1. Находясь в религиозной среде, Вы своим мировоззрением не дискредитируете атеизм.

2. Религия, в центре которой стоит вера в несуществующего Бога, помогает стоять на ногах тем, которые не могут (им не дано, они не хотят, они соскользнули с пути) по-человечески стоять на них, на земных ногах. Нищие духом чувствуют себя в религии удовлетворенными своей нищетой духовной; постоянно обижаемые — по высшей мерке вознагражденными в загробном мире; человеконенавистники — терпят человечество; не вышедшие из животного мира и руководствующиеся в своем поведении только животными инстинктами — приобщенными к человечеству; трусы — набираются мужества брести и дальше по так непонятой и так нестерпимой земной жизни; а те, кто по своей сущности является ничем и никем, — чувствуют себя чем-то и кем-то. На таких ездят, за их счет живут соответствующего рода людишки, которые удовлетворяют духовные потребы нищих духом, униженных и оскорбленным, человеконенавистников ("идите в монахи"), падших и постоянно не могущих стоять на ногах ("прощаются грехи ваши")… Вы в религии нашли себе достойное пристанище.

Религия компенсирует юдоли человеческой жизни; юдоли человеческой жизни являются питательной средой религии.

А то, что говорит Дулуман о смысле жизни, — это то, что помогает нам стоять на ногах; по изложенным им принципам существует и воспроизводит себя человеческое общество и образ человеческой — а не животной, скотской — жизни. По изложенным Дулуманом принципам реально живут и верующие, и неверующие. Прочитайте еще раз его "Теорема о смысле жизни".


Мы приходим в мир для того, чтобы сделать нашу жизнь осмысленной. Вот в этом и состоит смысл нашей жизни. И каждый, ищущий смысла своей жизни, должен находить и осуществлять его сам. Нашел и сделал — была твоя жизнь осмысленной для тебя лично; не нашел и не сделал — смысла твой жизни нет. Но о смысле Вашей жизни судите не столько Вы, сколько общество, человечество, которое практикой своего существования, жизнедеятельности и выживания выработало определенные, общечеловеческие, правила оценки осмысленной жизни человека. Общество не пассивно предлагает человеку жить по определенным правилам осмысленной жизнь, но и всячески способствует человеку в этом своим общественным воспитанием, общественным одобрением и осуждением, а в крайних случаях (а данном случае в Вашем личном случае будь Вы атеистом — принуждением и наказанием). И Бог к этим правилам имеет вторичное, по времени возникновения, и второстепенное, по значению, отношение. Божественные правила осмысленной жизни подходят только тем, о которых сказано в п.2 моей радости по поводу Вашей религиозности.

На досуге вспомните свое бывшее, до приобщения к вере в Бога, увлечение к философским размышлениям. Пофилософствуйте на тему: «Почему я поверил в Бога и в Православную церковь?» Не смотрите на свое «Я», как на пуп Вселенной. Посмотрите на себя со стороны и Вы увидите, что Ваше драгоценное «Я» органически вплетено в общество, окружающую Вас человеческую жизнь. Именно Ваше окружение вовлекло Вас в Православную церковь, а не в католичество, не в баптизм, не в ламаизм, не в иудаизм, не в синтоизм, мандеизм, ваххабизм, иеговизм, старообрядчество, Заграничную Православную церковь, чуриковщину… Я не о том, какая религия является истинной религией. Я о том, чтобы Вы осознали, что общество на протяжении тысячелетий своего существования создало и насаждает правила морали, критерии смысла жизни, веру в Бога и прочие усваемые отдельным «Я» духовные ценности. Маркс с некоторым преувеличеним, которые были абсолютизированы советскими марксистами, говорил: «Человек – это совокупность общественных отношений». Но в применении к Вашей ситуации, утешившегося верой в Православную церковь, Маркс прав на все 100%. Не Бог, не Бог привлек Вас к вере в непогрешимость Православной церкви. Это сделало тоже Ваше общество, окружающие Вас общественные отношения. Так, что не судите о смысле жизни от своего пупа, под диктовку скотских инстинктов. Судите об этом, как и о многом-многом другом, с точки зрения человека, о котором еще Аристотель более 2.350 лет сказал, что он – общественное животное (зоон пролитикон).

С уважением и с благодарности за то, что Вы не атеист и что Вы в тоже время нашли себе соответствующий Вашей природе приют в религии — — Евграф Дулуман.

14 мая 2003 года.

* * *

Роман Верников – Евграфу Дулуману:

Здравствуйте, дорогой профессор. Благодарю Вас за ответ, хотя Вы мне

не ответили на главный вопрос — зачем? Вы совершенно правильно

заметили, что Христос — приют, лечебница для сирых и убогих, какими,

по существу, все мы являемся. Каждый из нас эгоист, честолюбец,

сластолюбец и т.д. в той или иной степени. Это — суть наши болезни,

согласно учению Христову. Пришедший ко Христу исцеляется, обретает

свободу от своих недугов, покой и в конце концов — жизнь вечную.

Торжествует справедливость, ведь, исцеляясь, человек сам прикладывает

немалые усилия, терпит страдания. Он знает, ЗАЧЕМ он терпит, во имя

чего. Например, человек готов терпеть лишения, преодолевать трудности,

если больна его мать. Он знает, что если она выздоровеет, ей, и ему,

потому что он любит её, будет хорошо. Но если человека заставляют

что-то терпеть, куда-то восходить, трудиться, и не говорят, зачем, то

человек имеет полное право послать всех куда подальше. Делайте себе

наздоровье свою жизнь осмысленной, трудитесь, защищайте Родину, а я

буду жрать, пока не подохну. Ведь вы подохнете точно также. Ну

плевать мне на общечеловеческие ценности. Называйте меня животным,

амёбой, ещё как-то. Бога нет, а значит всё позволено. Ну нет у меня

природной потребности соблюдать какие-то нравственные нормы, ну хоть

убейте. От природы я хочу только жрать, спать, да сексом заниматься.

Для чего-то другого надо силёнки прикладывать, а зачем? Зачем? Чтоб

обо мне общество хорошо отзывалось? Да плевал я на него. Бога нет, так

всё позволено. Так зачем же мне, безбожнику, хорошим-то быть, профессор?

Дулуман Евграф – Верникову Роману:

Роман!

Вы правы в том отношении, что есть люди, которые рассуждают по Вашему изображению. Есть такие неверующие, есть такие и верующие. Думаете, верующих нет? Но среди, например, самоубийц в США (там проводились такие исследования) верующих в Бога больше, чем неверующих. Это объясняется тем, что там, вообще, верующих 40% общего количества граждан страны. А у нас, в странах бывшего СССР, среди самоубийц больше неверующих, чем верующих. Это, опять таки, объясняется соотношением общего количества верующих и неверующих.

Согласен, что вера в Бога — прибежище сирых и убогих. Но ведь атеизм все делает для того, чтобы в обществе не было сирых и убогих. И по сравнению со временами Иисуса Христа мы в этом старании кое-чего существенного добились. Посмотрите хотя бы на рост продолжительности жизни, что прямо говорит об улучшении материального благосостояния человека на земле. И это при всем при том, что нас, людей, на земле за 2000 лет увеличилось в 5-7 раз.

Вы напрасно упрекаете меня, что я не ответил Вам на вопрос "Зачем?" Но ведь Вы такого вопроса и не ставили. Тем более, — что "Зачем?". Что "Зачем?!" Зачем мы живем? (Нас родили, не спрашивая нашего соизволения. Всучили нам жизнь, и — Живи Вася. Живи Евграф. Живи Роман) Зачем мы стремимся к материальному благополучию? (Так мы же люди из материи, люди биологические, а потом уже — социальные и потом-потом — люди личностные и духовные). Так мы вышли из лона природы. Если Вам угодно, то можете считать, что мы вышли из рук Бога-Творца. Нашего реального положения в мире это никак не изменяет. А если говорить об этом с точки зрения науки, то она отвечает, что вопросы "Зачем?" ставит только человек (Для Вселенной, мира в самом себе, как и для самого Бога по отношению к Себе Самому — Наример: Зачем существует Бог? — таких вопросов нет) и сам от самого себя отвечает на эти вопросы. А наука может ответить на вопрос, что есть и почему оно действует именно так, а не иначе. А вопрос "Зачем" в его всеобщем значении — это вопрос от человека, от лукавого и от несуществующего Бога, если Вы уж так хотите.

Вот, Вы приводите пример с больной матерью, которую любите? Буду спрашивать Вас от лукавого: «А зачем любите, зачем лечите, ведь и Она, и Вы умрете? Зачем ее лечить, если это Господь посылает ей страдания? Или не Господь? Но откуда Вы, как верующий это знаете: Господь или не Господь? И еще: Вы хорошо живописуете о том, как Христос успокаивает, примиряет и усмиряет. Но не забывайте, что и Магомет, и Будда, и Заратуштра, и мормонский Джон Смит, и наша киевская Мария Деви Христос (Мария Цвигут) утешает (Утешает больше Иисуса Христа, поскольку за утешением к ней пришли именно от Христа). У Вас не закрадывается сомнение, что Вы утешаетесь у ног именно того, что надо? Но идущий на смерть шахид тоже утешен, утешен больше Вас. А Вы на смерть для утешения в Христе можете пойти?.. То-то. Думать надо, размышлять в масштабах если уж не Вселенной, то хотя бы в рамках всей человеческой эйкумены на Земле.

Люди хотят жить в материальном благополучии. И это естественно. Неестественно, если они пытаются восхвалять нищенство, стремиться к нищенству и страданиям, ничего не делают для того, чтобы этих страданий на земле было поменьше. И на Ваш вопрос: "Зачем? — Все равно умрем?" человечество — верующие и неверующие — отвечает: "А затем!!! Чтобы поменьше страдать на земле. Чтобы, кроме всего прочего, удовлетворять свои естественные телесные потребности". Или, по-вашему, верующие всеми силами стремятся в Царство небесное и на земную жизнь им наплевать?

Конечно, потерпеть немножко, помучится здесь во имя вечного блаженства в загробном мире, по меркантильным расчетам, дело стоящее. Но ведь загробного мира нет. Каждый из нас пришел в это мир единственный раз и как, писал Шукшин, второго билетика нам в этот мир не будет. Единственный сеанс моей, твоей, нашей жизни прокручивается только один раз. Трагично, но такова действительность. Вы же не протестуете против закона всемирного тяготения. Вообразимый протест против единственности личной земной жизни не может отменить эту единственность, как не может наше воображение отменить закон всемирного тяготения. Вера в несуществующую загробную жизнь лишает смысла земную жизнь человека. Советую прочитать книгу Корлиса Ламонта «Иллюзия Бессмертия». Она есть в Интернете. Очень интересная, богатая фактами книга. Наберите в рамке заказа «Корлис Ламонт» или «Иллюзия бесмертия» — и читайте себе с удовольствием и себе на духовное здоровье.

Вас лично это не устраивает? Вам подавай царство божие и вечность? Но и я Вас спрошу: "Зачем Вам вечность? — Не надоест? Зачем Вам райские утехи? — Неужели Вы такой страстный до утех?" Последнего с Ваших писем ко мне не просматривается. Вы — мазохист по отношению к самому себе. Вы себя мучите страхами смерти, исчезновением своего любимого Вами "Я". И в результате — опустошаете свою единственную реальную жизнь на земле. Вас удовлетворяет земная жизнь только в том случае, если Вы в этой жизни будете скотом на откорме?

Правда, наша земная жизнь, кроме радостей бытия, несет в себе и трагедию. Прочтите об этом берущее за душу произведение верующего католика и классика французской литературы Франсуа Мориака "Дорога в никуда". Оно созвучно Вашим размышлениям.

Вижу, что Вам не нравится, Вам опостылела земная жизнь. Вы так себя настроили. Я не могу Вас в чем-то разубеждать. И рад, если религия и православная церковь удерживает узами связи с земной жизнью. Церковь Вас утешает. А утешение нужно и верующим и неверующим. Это психологическое и телесное благо. Но человечество в целом не на Вашей стороне. Оно живет, радуется, оплодотворяется и размножается. Прочтите, прочтите, пожалуйста, мою "Теорема о смысле жизни". Я днями помещу ее, специально для Вас, на сайте .

И в заключение: почему Вы такого плохого мнения о человеке, о человечестве? Презрение к своему роду не наблюдается даже среди животных. Неужели для того, чтобы стать верующим, нужно опустится ниже скотов в отношении к себе подобным?

С уважением и с благодарностью за то, что Вы не атеист и что Вы в тоже время нашли себе соответствующий Вашей природе приют в религии —

— Евграф Дулуман.

15 мая 2003 года.

* * *

Переписка Дулумана с в то время верующим Романом Верниковым

П.С.

Основной причиной, видел бы, отчего любой человек обращается в сторону ненаучного — страх, лень и невежество. Все вместе редко присутствуют в человеке, если только весьма душевнобольном. Часто на первые роли претендует что-то одно, остальные могут либо быть в разных пропорциях, а могут и вообще отсутствовать.

У большинства людей это проявляется в виде депрессии.

По прогнозам, к 2020 году депрессия выйдет на первое место среди всех заболеваний в мире, обогнав сегодняшних лидеров — инфекционные и сердечно-сосудистые заболевания. Уже сегодня она является самым распространенным заболеванием, которым страдают женщины.

Вместо того, что бы осознать происходящее и принять необходимые меры, подавляющее большинство, спешит к священникам/шаманам/знахарям/околопсихологам(которые нынче расплодились и мало чем отличаются от знахарей).

Но о депрессии следует поговорить отдельно.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.