Почему новейший американский истребитель похож на советский Як-1…

Пaвeл Aксeнoв

Русскaя службa Би-би-си

F35B пoрaзил публику нa aвиaсaлoнe в Фaрнбoрo

ВВС СШA oбъявили бoeгoтoвoй пeрвую эскaдрилью истрeбитeлeй пятoгo пoкoлeния F-35A. Ранее появились слухи, что некоторые детали машины могли быть скопированы с советского самолета, сконструированного ОКБ Яковлева. Разработчики американского истребителя в интервью Би-би-си опровергли эти слухи, но при этом подтвердили, что действительно сотрудничали с российскими инженерами.

———————-<cut>———————-

F35 — самая дорогостоящая программа в истории авиации, а сам самолет, даже в этой "простой" конфигурации — очевидно, самый технически сложный истребитель в истории авиации.

Пока речь идет о более простой версии самолета в семействе F35 — он относительно маленький и предназначен для действий с сухопутных аэродромов. Венцом же всей серии станет вариант F35B — палубный сверхзвуковой истребитель с вертикальным взлетом и посадкой.

Его показ на международном салоне в Фарнборо в июле 2016 года стал настоящей сенсацией — самолет сорвал апплодисменты, зависнув перед трибунами, и выполнив несколько поворотов в "вертолетном" режиме.

Почти за четверть века до триумфа F35B на том же самом авиасалоне такие же фигуры пилотажа демонстрировал другой истребитель, внешне очень похожий на него. На Фарнборо-1992 Россия продемонстрировала истребитель Як-141.

Один из прототипов Як-141 на авиасалоне в Жуковском

Нельзя сказать, чтобы в тот год российский истребитель стал звездой авиасалона. Но, вероятно, лишь потому, что в те годы вся военная техника бывшего СССР была на Западе сенсацией — "Як" с вертикальным взлетом просто растворился в общей массе МиГ-29, Су-27 и прочих машин.

А уж перетянуть на себя внимание с огромного сверхзвукового бомбардировщика Ту-22М3 и вовсе было невозможно — британцы впервые с близкого расстояния увидели ту самую "советскую угрозу", которая нависала над ними еще пару лет назад.

Но специалисты уже тогда понимали, насколько технологически продвинутым был этот "Як".

Погоня за скоростью

Разработка истребителей с вертикальным взлетом и посадкой велась с середины прошлого века. Такой самолет, способный взлетать с палубы совсем небольшого авианосца, мог бы обеспечить прикрытие с воздуха морской пехоте в ходе любой десантной операции, вести борьбу с подводными лодками, выполнять другие задачи.

Британский Harrier, разработанный в 1960-х годах, стал первым в мире серийным самолётом вертикального взлёта и посадки. Он оказался настолько востребованным, что стоит на вооружении американской морской пехоты до сих пор.

Для СССР, у которого не было на вооружении полноценных авианосцев, а потребность действий в мировом океане была, разработка подобного самолета стала жизненно важной задачей. Дело в том, что авианесущие крейсера проекта 1123 ("Москва" и "Ленинград") обладали весьма небольшой летной палубой, которая позволяла взлетать только в вертикальном режиме.

КБ Яковлева стало заниматься самолетами с вертикальным взлетом в 1960-х годах. Сначала был построен опытный Як-36, который так и не пошел в серию, а затем — Як-38, ставший первым советским серийным "вертикальным" самолетом.

Этот истребитель, строившийся с середины 1970-х годов, имел серьезные недостатки: небольшая дальность, ограниченный арсенал вооружений и другие. Но главным недостатком, учитывая отсутствие в советском флоте полноценных авианосцев, способных нести обычные самолеты, была его скорость: ВМФ нуждался в сверхзвуковых истребителях. Именно поэтому КБ Яковлева и начало разрабатывать новый сверхзвуковой истребитель еще даже до того, как Як-38 был запущен в серию.

«Первый блин» советской программы самолетов с вертикальным взлетом — Як-36

Попытки построить сверхзвуковой "вертикальный" истребитель предпринимались не только в СССР. Германский концерн EWR и французская фирма Dassault дошли до стадии полноценного прототипа, а американская компания Convair и британская Hawker остановились на этапе проектирования.

КБ Яковлева к началу 1990-х смогло довести свой проект, стартовавший в 1970-х годах, до стадии предсерийного летающего образца, который совершил посадку на авианосец, преодолел скорость звука и даже установил несколько мировых рекордов. Поначалу он назывался Як-41, еще одну единицу к его индексу добавили позднее.

Як-38 был, по мнению специалистов, в целом неудачным самолетом, но потребность в таких машинах была столь велика, что он пошел в серию

К моменту распада СССР было построено два летных образца Як-141. Осенью 1991 года начались испытания: взлеты и посадки на палубу авианосца "Адмирал Горшков" (который позже был продан Индии — и теперь в составе индийского флота называется "Викрамадитья"). А 5 октября 1991 года один из них разбился при посадке на палубу. Пилот катапультировался, но самолет восстановлению уже не подлежал.

После этого полеты истребителей были прекращены, а затем из-за тяжелого финансового состояния программа была закрыта — авария "Яка" стала лишь поводом. Самолет, тем не менее, был показан в 1991 году в Ле Бурже, а через год — на авиашоу в "Фарнборо", где его увидели специалисты со всего мира.

Дым без огня?

За прошедшие с тех пор 20 лет многие успели позабыть "вертикальный" советский "Як" — и вспомнили только после того, как в США был представлен проект F35B. Некоторые детали конструкции были слишком похожи, чтобы поверить в совпадение.

Подозрения в плагиате, высказанные рядом экспертов, приняли две формы: радикальную и мягкую. Согласно последней, конструкторы американской корпорации Lockheed Martin, работая над палубной версией истребителя F35, просто вдохновлялись советским проектом. Тем более он был открыто презентован на международном авиасалоне.

Радикальная версия подозрений состоит в том, что Lockheed Martin купил чертежи Як-141, воспользовавшись тяжелым финансовым состоянием КБ Яковлева. Зачастую это преподносится как установленный факт, однако в открытом доступе информации, подтверждающей данную версию, нет.

Причиной подозрений стало отчасти сходство двух самолетов: силуэт Як-141 действительно напоминает очертания F35 с двумя хвостовыми балками, вынесенными немного назад (у "Яка" чуть больше, у F35 меньше), и с небольшими крыльями.

Британский Harrier оказался настолько востребованным самолетом, что его модернизированная версия AV-8B Harrier II производства США стоит на вооружении американской морской пехоты до сих пор

Однако главное основание для слухов о плагиате — конструкция поворотного сопла маршевого двигателя разработки компании Pratt & Whitney, которое направляет реактивную струю вниз, позволяя самолету вертикально взлетать. И у Як-141, и у F35 оно состоит из трех секций особой формы и поворачивается одинаковым образом.

Правда, система вертикального взлета двух машин отличается в передней части, где у Як-141 были установлены два небольших реактивных двигателя, а у F35B — вентилятор, работающий через привод от основного двигателя. И все равно сходства между ними больше, чем у систем вертикального взлета других аналогичных машин (Як-38 или Harrier).

Инженеры, имевшие отношение к разработке Як-141, либо отказались комментировать Русской службе Би-би-си слухи о сотрудничестве с Lockheed Martin в начале 1990-х годов, либо заявили, что американцы сделали выводы о конструкции "Яка", увидев его на авиасалоне в Фарнборо.

Однако в самой американской компании факт сотрудничества не отрицают.

В ответ на просьбу Русской службы Би-би-си прокомментировать сообщения о покупке чертежей у ОКБ Яковлева в Lockheed Martin заявили, что эта тема настолько часто стала обсуждаться в интернете, что в корпоративном журнале компании Code One в 2014 году была даже опубликована заметка с рассказом о том, что произошло на самом деле.

То самое сопло F35B

В ней говорится, что поворотное сопло было создано и испытано в середине 1960-х годов на двигателе JT8D компании Pratt & Whitney, а затем его планировали использовать в проекте сверхзвукового "вертикального" истребителя компании Convair в начале 1970-х годов. Таким образом, хотя Як-141 и заслуживает чести быть первым самолетом, на котором было использовано подобное сопло, изобретено оно было за два десятка лет до того в США.

Однако, как говорится в материале, представители фирмы действительно посещали ОКБ Яковлева в середине 1990-х, причем вместе с ними туда приезжали представители американского правительства, которые отвечали за разработку программы JAST (Joint Advanced Strike Technology). Они изучали различные технологии самолетостроения, а конструкторское бюро остро нуждалось в финансах.

Как следствие, говорится в материале, Lockheed Martin предоставил финансирование в обмен на летно-технические характеристики Як-141 и "ограниченные проектные данные", какие именно — не уточняется. Они не были использованы при разработке F35, утверждают в американской компании.

Great minds think alike

"Великие умы мыслят одинаково", — гласит английская пословица. Возможно ли, чтобы два конструкторских бюро построили два столь похожих самолета, никак не связываясь друг с другом?

Как считает военный эксперт, обозреватель Ленты.Ру Илья Крамник, история знает немало подобных примеров: "Например, очень похожи "Конкорд" и Ту-144, два сверхзвуковых пассажирских самолета: говорить, что один списан с другого, нельзя — Ту-144 появился раньше. Похожи бомбардировщики B1 и Ту-160, при этом советский самолет не списан с американского, просто похожие условия и сформулированные в соответствии с ними общие пункты технического задания в условиях цифрового проектирования привели к появлению похожих результатов".

Наконец, оба двухдвигательных истребителя пятого поколения — американский F-22 и российский Т-50 — внешне также очень напоминают друг друга.

К 2023 году Королевские ВВС получат 24 новейших истребителя F35 серии B

Какой бы характер ни носило сотрудничество между Lockheed Martin и ОКБ Яковлева, внешнее сходство F35B и Як-141 и конструкция сопла — единственное, что на сегодняшний день объединяет два самолета из двух разных эпох.

F35B — лишь одна из трех машин семейства F35. Остальные два — с укороченным взлетом и "обычный". Эти самолеты обладают сложнейшей электронной системой управления, они сделаны с применением технологии снижения радиолокационной заметности Stealth.

Як-141 при всей его технологической сложности для своего времени, был намного более простым самолетом, его бортовая электроника, довольно сложная для своего времени, не идет ни в какое сравнение с той системой, которая установлена на F35. Это просто истребители двух разных поколений.

По словам Ильи Крамника, Як-141 был "выдающимся замыслом". По словам военного эксперта, у самолета были все шансы стать основным российским истребителем.

"Ничто не мешало сделать его модификацию не вертикального взлета и посадки для военно-воздушных сил — и не с тремя двигателями (на Як-141 два двигателя в передней части были установлены вертикально), а с одним. В силу довольно компактных размеров и однодвигательной схемы машина для ВВС могла бы быть дешевле, чем МиГ-29 или Су-27, и имела бы шанс стать серийной", — сказал он.

Собственно, в КБ Яковлева в 1980-х и 1990-х годах разрабатывали эскизные проекты развития Як-141, которые так и остались на бумаге.















Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.