У нижeгoрoдскoгo жeлeзнoдoрoжнoгo узлa oкaзaлaсь oчeнь интeрeснaя и нeскoлькo нeoбычнaя истoрия. Если бы не местный краевед Олег, я возможно так об этом ничего бы и не узнал.
———————-<cut>———————-
Вот в этом месте в прошлом находился так называемый Ромодановский вокзал Нижнего Новгорода, здание которого сохранилось и даже полностью отреставрировано.
Место это сейчас захолустное и вообще не слишком широко известное — прямо под горой у Оки, на ее правом берегу, практически под новым метромостом, который построили 5 лет назад. Сюда мало кто заглядывает, хотя самый центр города рядом — прямо над нами, на горе.
Вот так сегодня выглядит бывший Ромодановский жд вокзал города, построенный в 1904 году.
К 90-м годам 20 века здание пришло в упадок и только благодаря компании «НоваКард», которая взяла старое здание себе и привела его в полный порядок, оно сохранилось.
Плохо конечно, что из-за ограды вплотную к зданию не подойти.
Фото начала 20 века.
Тогда место тут было оживленное. Именно сюда прибывали поезда из Арзамаса, Симбирска, Самары, Саратова, а позже после постройки магистрального хода Москва — Казань и из Сергача, Мурома и Казани. Даже привокзальная площадь получила название Казанской, и это название сохраняется до сих пор.
Место для вокзала выбрали специально, прямо через реку от ярмарки, возле мукомольных мельниц Дегтяревых И Башкировых.
А это фото 1914 года. Войска из Нижнего Новгорода отправляются на фронт.
Нужно пояснить используя карту, историю появления этого вокзала.
Как известно ныне Нижний Новгород имеет три магистральных жд направления. На Москву, На Киров, оно же является веткой Транссиба. И южный ход на Арзамас и Красный Узел (Ромоданово). Именно направление на Ромоданово в 1904 году и получило отдельный жд вокзал на правом берегу Оки, прямо под самым центром города. Жд мост через Оку тогда строить не стали. К этой идее вернулись уже при СССР.
А ход на Москву, который пришел в Нижний аж в 1869 году, очень долго оставался тупиковым, вплоть до 30-х годов 20 века, когда построили мост через Волгу и жд линию на Котельнич и Киров (Вятку). Таким образом Горький-Московский стал транзитной станцией по пути на Урал.
Ромодановский вокзал и Московский, это были две несвязанные между собой железные дороги, тупиковые вокзалы которых располагались прямо друг напротив друга, по разным берегам Оки. Прямо как в Питере Московский и Финляндский до постройки жд моста через Неву.
Вот так еще в начале 70-х годов выглядела жд ветка на Ромодановский вокзал, которая постепенно спускалась по террасам к Оке. Потом она какое-то расстояние шла прямо по берегу реки к вокзалу.
Из-за частых оползней в 70-е годы, было принято решение ее разобрать и ограничиться тупиком у станции Мыза, что уже на горе.
Но основной причиной её демонтажа был пуск в 1961 году Сартаковского моста через Оку, который наконец соединил московский жд ход с веткой на Арзамас и Ромоданово. Сартаковский мост находится уже за пределами города, немного западнее его.
В 1961 году (подумать только!), почти через 100 лет после прихода в город железной дороги, горьковский жд узел наконец стал единым целым.
В 80-е годы, когда электрифицировали магистральный ход Москва — Вековка — Арзамас — Казань, ветка Горький — Арзамас тоже была электрифицирована, чтобы создать на Горьковской дороге единый полигон переменного тока, состоящий из 2-х веток Транссиба. Одна через Горький и Киров, вторая через Казань.
А так сегодня выглядит жд ветка, которая некогда вела к закрытому в 70-е годы вокзалу.
Это тупиковая станция Мыза в южной части Нижнего. В дальнейшем эта ветка соединяется с линией идущей через Сартаковский мост через Оку и далее на Арзамас.
Отсюда ходят электрички в сторону Арзамаса.
Кстати в Нижнем довольно много всяких второстепенных веток, где ходят электропоезда, что делает здешний жд узел немного похожим на питерский. Электричек в Нижнем реально много, но об этом я еще напишу отдельно в посте про главный вокзал Нижний Новгород-Московский.
Немного о местности, где стоит бывший вокзал.
Ромодановский причал у бывшего вокзала.
Вид на метромост.
Линия метро уходит в гору, а автомобильная эстакада сворачивает в сторону.
Заброшенный элеватор мукомольного завода.
И громадный заброшенный цех того же завода.
Стоит вот все это и никто не знает, что с этим делать. В Питере подобные постройки реконструируют под офисные центры, как на Красных Текстильщиков. Ну так то ж в Питере.
Памятник промышленной архитектуры последних десятилетий Российской империи.
Виден Благовещенский монастырь, стоящий выше на горе. Тут вообще за 100 лет мало что изменилось.
Бывший особняк богатого купца с оградой. Кто-то его выкупил, но не спешит с основательным ремонтом. Ограда пребывает в почти что аварийном состоянии.
Старые дома 19 века по улице Черниговской, которая в этом месте является набережной Оки.
Это дом отреставрировали и сделали гостиницу.
Набережная Оки и Канавинский мост.
По Волге вниз по течению идет судно.
© flackelf