«Мы принимаем все, что нам кладут в кормушку»

d778b8f79e7097527ac070d86caf76e2

 


Интeрвью Энтoни Xoпкинсa, глaвнoгo aктeрa в сeриaлe «Мир Дикoгo Зaпaдa» o вoсстaнии aндрoидoв.

Кaнaл HBO в   ближaйшиe выxoдныe, 2   oктября, прeдстaвит глaвную прeмьeру oсeни   — пилoтный выпуск сeриaлa «Мир Дикoгo Зaпaдa» в   глaвнoй рoли с   Энтoни Xoпкинсoм oт   прoдюсeрa Джoнaтaнa Нoлaнa. В   России сериал будет доступен в   онлайн-сервисе «Амедиатека»; кроме того, 4   октября первый эпизод покажут в   28 российских кинотеатрах.   «Мир Дикого Запада» (Westworld)   — научно-фантастический триллер, римейк одноименного фильма Майкла Крайтона, рассказывающий о   тематическом парке, населенном андроидами, которые развлекают посетителей; однако в   какой-то момент роботы восстанут против людей.   Энтони Хопкинс играет доктора Форда, создателя этого парка, и   это первая роль актера на   телевидении.   Журналистка Наталья Хиггинсон поговорила с   Энтони Хопкинсом о   работе над сериалом, искусственном интеллекте, серьезных ролях, чувстве юмора и   бессмысленном желании все контролировать.

—   Как вы   думаете, что движет вашим героем, доктором Фордом, кто он   на   самом деле?

—   Я   понятия не   имею, но   он   точно не   злодей. Я   видел только пилотный эпизод, и   особенность телевизионных сериалов, вернее, что мне особенно нравится в   сериалах,   — это неизвестность. Ты   начинаешь смотреть первый эпизод и   понятия не   имеешь, что будет дальше. Они никогда не   дают тебе прочесть полный сценарий. Не   потому, что им   жалко, а   потому что его просто   нет. Актеры получают сценарий к   новому эпизоду незадолго до   съемки. Что из   этого можно узнать? Только то, что будет происходить в   нем с   твоим героем и   другими. А   что собой представляет этот герой или мой герой конкретно на   протяжении всей истории, какие у   него задачи, может знать только Джонатан Нолан. Он   — самый настоящий творец нашего телевизионного «западного» мира.   У   меня может быть смутная идея   — на   основе уже сыгранного эпизода и   того, который мы   готовимся снять,   — что происходит, но   ничего конкретного. Если ты   знаешь слишком много, то   можешь быть разочарован переменами, ведь не   ты   контролируешь происходящее, а   авторы, которые захотят что-то изменить в   последний момент.  

Я   помню только, что какие-то моменты в   сценарии мне кажутся интересными, и   я   думаю: «О! Вот эта сцена интересная. Веранда в   большом доме, и   мой герой по   всей видимости имеет какую-то власть там, он   может менять среду, в   которой происходит действие». Из   этого делаем вывод, что доктор Форд   — блестящий ученый и   явно властный человек, любящий держать все под контролем. Это не   значит, что он   плохой, хороший или злодей, если хотите. Это значит только то, что он   знает себе цену. Я   не   спрашивал, почему он   поступает так или иначе, мне не   нужны детали его биографии, я   и   не   хочу этого знать. Мне дают сцену, я   ее   отыгрываю так, как хочет режиссер, как требует сценарий. Когда ты   мало что знаешь, сюрприз при просмотре работы часто бывает очень приятным. По-моему, если ты   пытаешься все узнать, тебя ожидает разочарование   — так это происходит и   в   жизни.  

Мне дают роли властных и   одержимых маниями людей, хотя я   совершенно другой человек. Понятия не   имею, что они видят во   мне такого властного. Я   даже в   «Трансформеры» попал! Не   знаю, почему меня выбирают на   такие роли, я, наверное, последний из   всех, кому интересен контроль над чем   бы то   ни   было. Мне говорят, что я   выгляжу серьезным, но   я   на   самом деле совсем несерьезный.

—   В   финале пилотного эпизода есть прекрасная сцена с   интересным монологом доктора Форда о   том, что ожидают люди от   его парка, в   какой истории они хотели   бы участвовать. Все это напоминает современный подход к   выбору историй для кино, вы   не   находите?

—   Честно вам признаться, я   даже не   вспомню сейчас, о   каком монологе идет речь. Пилот снимался почти два года назад, я   уже все забыл. Я   стараюсь вообще ничего не   держать в   голове долго, особенно то, что связано с   работой и   героями, которых я   играю. Они далеко не   всегда симпатичные люди, иногда так и   совсем неприятные. Я   их   просто забываю.   Что до   историй в   кино, то   выбор их   часто зависит от   спроса, но   ведь вы   об   этом и   без меня знаете.  

Погодите, я, кажется, припоминаю, о   чем вы… «Гости не   возвращаются к   нам за   очевидными вещами, за   безвкусицей, они возвращаются за   чем-то едва уловимым, деталями, которые открыли для себя, и   надеются, что никто до   них этого не   заметил. Они влюблены именно в   эти нюансы. Они не   хотят историй, рассказывающих о   них, им   хорошо известно, кто   они. Они здесь, потому что хотят увидеть, кем они могли   бы быть. Сценарий, который ты   предлагаешь, рассказывает мне только о   том, кто ты». Это он   обращается к   другому персонажу. Я   думаю, что вспомнил не   совсем точно, но   суть такая. Интересный монолог, вы   правы. Я   рад, что вы   напомнили. Я   думаю, что есть режиссеры и   сценаристы, выбирающие истории для того, чтобы показать людям, какими они могли   бы быть. Такие истории были всегда, и   я   надеюсь, будут всегда. Увлечение технологическими игрушками пройдет, и   мы, наверное, вернемся к   насущному, к   нам самим.

—   Вы   появились на   телевидении довольно неожиданно, с   чем это связано?

—   О, я   не   знаю. Мне предложили сценарий, и   я   согласился, потому что мне было интересно. Я   слышал, что телевидение становится более увлекательным и   разнообразным, многие актеры стараются попасть в   сериалы на   кабельных каналах, это престижно. Лично я   вот уже какое-то время не   ищу роли. Они меня находят сами. Если мне интересно, я   соглашаюсь, если нет, то   нет. Для меня не   имеет большого значения, будет   ли это фильм или сериал. Актер   — везде актер. Сценарий Джонатана Нолана мне понравился, и   я   пришел на   телевидение. У   них немножко другой ритм работы, но   мне это не   мешает. У   меня мало съемочных часов, они меня щадят.

—   Как вы   думаете, что поддерживает в   зрителях интерес к   кино, рассказам и   сказкам?

—   Я   не   уверен, что могу точно ответить на   этот вопрос, но   у   меня есть теория на   этот счет. Правда, она, наверное, не   оригинальна. Мы   все почти постоянно находимся в   состоянии гипноза, мы   движемся толпами, управляемые подсознанием. Просто представьте себе, что сейчас, сидя на   стуле, вы   заснете и   вам приснится   сон. Откуда он   взялся? Скорее всего, из   вашего бездонного подсознания, где бог знает что намешано. Мы   думаем, что находимся с   полном сознании, мы   водим машины, завтракаем, обедаем, общаемся друг с   другом, работаем даже. Но   мы   не   замечаем, что многое в   нашем поведении формируется подсознанием, которое независимо от   нас подмечает все вокруг и   откладывает что-то в   свою копилку. Там собирается любая, даже самая ничтожная информация, любой жест, движение   — все это контролирует наше поведение.

Нам нравится быть под гипнозом, по-моему, это освобождает нас от   грустных и   страшных мыслей о   жизни и   смерти. Мы   принимаем все, что нам кладут в   кормушку. Нам говорят   — какой-то бизнесмен хочет быть президентом, и   мы   согласно киваем: «Ах, как интересно, что из   этого получится». Но   никто всерьез не   задумывается над тем, что может из   этого получиться, потому что у   нас есть, чем закусить наши сомнения. Мы   сидим перед телевизором, в   зале кинотеатра, поглощая огромное количество еды   — вполне довольные собой. Театр и   кино   — в   какой-то степени религиозные храмы. Они, как и   религия, завораживают нас страшилками и   иллюзиями. Из   темного зала мы   выходим на   свет божий, просыпаемся на   минутку и   думаем, как замечательно, что смерть остается только там, в   темном зале. Мы   забываем, что смерть вокруг нас, потому что мы   опять погружаемся в   гипнотическую дрему. Нам нужно знать, что все будет хорошо, поэтому нам нужны иллюзии, которые кино и   телевидение щедро раздают.

—   В   какой момент, по   вашему мнению, возникает желание перестать пытаться контролировать происходящее в   жизни?

—   Возможно, это приходит с   мудростью взросления. В   молодости все кажется легко, и   — не   спорю   — нет ничего плохого в   серьезной работе, в   желании достичь хороших результатов, где   бы ты   ни   был занят, планировать на   будущее, растить детей, иметь четкое представление о   карьере. Все это замечательно и   необходимо. Однако с   возрастом ты   начинаешь понимать, что ничто тебе не   гарантировано и   что существует множество факторов, дополняющих или отнимающих что-то в   твоей жизни. Ты   понимаешь, что не   можешь влиять на   них, о   многих ты   даже понятия не   имеешь. Я   вот даже представить не   могу, что вы   обо мне напишете. Как интерпретируете мои слова, но   сейчас мне это уже и   неважно.   В   какой-то момент наступает такой период в   жизни, когда можно только расслабиться и   спокойно ждать результата.  

Взгляните на   то, что происходило в   XX   веке, все эти кровавые бойни, ужасы, и   это из-за желания контролировать все и   всех. Идеологический контроль продолжает диктовать людям, что они должны думать о   разных аспектах жизненного уклада в   любой стране. Вы   называете это пропагандой. Никто не   может и   не   должен думать сам за   себя в   подобных условиях. С   жизненным опытом и   накопленными знаниями начинаешь понимать, что большинство неприятностей в   мире происходит именно из-за подсознательного желания мегаманьяков контролировать остальное население. И   мы   позволяем им   это делать, потому что наш мозг так устроен, что мы   поддаемся стадному чувству. Мы   все еще животные с   очень слаборазвитым мозгом, поэтому, возвращаясь к   теме «Западного мира» в   представлении Джонатана Нолана, у   андроидов может возникнуть много вопросов относительно нашего превосходства. У   меня, например, такие вопросы давно возникают. Я, кажется, удалился от   темы вопроса. Прошу прощения. В   последнее время меня все время заносит в   философские дебри.

Кадр из «Мира Дикого Запада»HBO / Amediateka

—   Любовь к   кино, кстати, движет людьми и   в   выборе профессии. Что вы   говорите молодым актерам, когда они обращаются к   вам за   советом?

—   Я   скажу им   еще раз: не   надо пытаться контролировать абсолютно   все. Таким образом вы   превратите жизнь в   ад. Я   скажу: живите свою жизнь каждый день так, как вам того хочется, работайте, но   не   рвите жилы. Если эта профессия вам действительно нужна, она сама вас найдет. Я   в   какой-то степени фаталист, знаете   ли, или становлюсь фаталистом. Мне кажется, то, что должно случиться, обязательно случится   — независимо от   того, сколько усилий вы   для этого приложите   — минимум или максимум.  

Я   скажу вот еще что, предприняв шаги в   нужном вам направлении: расслабьтесь, дышите глубже и   ищите радость. Тогда вы   сможете сказать, что сделали все, от   вас зависящее, и   теперь оставляете это в   руках судьбы, то   есть тех людей, которые принимают решения. Если вы   не   будете слишком суетиться и   подгонять события, более вероятно, что удача вас найдет довольно быстро. Обычно удача обходит тех, кто прилагает не   только усилия, но   и   начинает требовать, закатывать истерики и   так далее. Люди этого не   любят. Не   нужно быть одержимым мгновенным успехом. В   жизни много чем можно заняться, если ты   вполне адекватный человек, но   пытаться контролировать все   — по-моему, глупость, которая ни   к   чему хорошему не   приводит.  

В   этом весь мой доктор Форд   — пока я   вижу, что ему необходим контроль над всеми, кто с   ним работает, и   над средой, которую он   создает, но   я   понятия не   имею, куда его развернут Джонатан и   [сценарист] Лиза [Джой]. Может быть, он   и   не   такой, каким видится мне и   зрителям в   данный момент. Может быть, он   просто очень ответственный человек. Посмотрим.

—   Как вы   считаете, этот сериал об   андроидах каким-то образом предупреждает людей об   опасности, которая кроется в   осознании машинами своего превосходства над биологически уязвимыми людьми?

—   Помните, в   свое время нас предупреждали, что паровые машины опасны для человечества, потому что они в   состоянии смести людей с   лица земли, так как ездят со   скоростью 60 миль в   час! Или как всех предупреждали о   начале апокалипсиса, когда появились первые самолеты? Технический прогресс всегда у   человечества на   уме. Постоянные войны вынуждали усовершенствовать оружие, а   вместе с   этим развивались и   самые разные технологии. Да, что там оружие! Кузнецы, ювелиры, художники   — любая человеческая деятельность направлена на   то, чтобы развивать мастерство в   чем-то, правильно? Так развивались технологии в   самых разных областях науки. Разве можно этого избежать?  

Я   не   знаю, как искусственный интеллект повлияет на   дальнейшее развитие нашей цивилизации, может быть, он   решит нас охранять, потому что мы   хрупкий и   самоуничтожающийся биологический   вид. А   может, они решат, что мы   планете не   нужны. Никто не   в   состоянии этого предсказать, можно только спекулировать. Так что я   не   знаю, предупреждает   ли история Джонатана о   восстании андроидов   — или просто пытается исследовать возможные варианты нашего сосуществования; а   может быть, он   просто развлекает нас своими фантазиями. Это вы   уж   сами для себя решайте.

—   А   вы   бы себе приобрели андроида для домашних нужд?

—   Нет.

—   Так категорично. Почему?

—   Во-первых, потому что я   об   этом вообще пока не   думал и   потому что таких андроидов еще нет в   продаже. Во-вторых, я   не   хотел   бы лишать работы тех, кто в   ней нуждается. В-третьих   — что   же было в-третьих? Я, кажется, потерял мысль. Я   думаю, что домашние андроиды появятся скоро, но   будут далеко не   всем по   карману. А   что случится в   отдаленном будущем, я   не   знаю, боюсь, что эти вопросы будут актуальны уже после меня.

Кадр из «Мир Дикого Запада»HBO / Amediateka

—   В   мире вас воспринимают как величайшего актера современности. Как вы   думаете, отразится   ли ваш переход на   телевидение или участие в   «Трансформерах» каким-то образом на   вашей репутации?

—   О   боже! Если   бы я   об   этом думал, я   бы давно оказался в   психушке. У   меня нет никаких оснований считать себя величайшим актером современности. Какая ерунда! Любой актер хорош настолько, насколько хороша его последняя работа. Я   не   думаю, признаться, что моя актерская репутация как-то зависит от   участия в   той или иной картине. По-моему, в   Штатах существует устойчивое представление о   выходцах из   Великобритании как о   людях исключительно серьезных. Но   я   совершенно не   такой, как я   уже говорил.  

У   меня специфическое чувство юмора, с   явно выраженной склонностью к   сарказму и   иронии. Мне нравится дразнить людей, я   подсмеиваюсь над ними, чтобы их   немного расслабить, рассмешить. Но   я   знаю, как играть серьезных людей, видимо, где-то глубоко внутри меня сидит какой-то маленький и   суровый тиран, которому только дай волю   — он   на   тебя зубами начнет щелкать и   языком прицокивать (смеется). То, что люди воспринимают как серьезность   — скорее всего, мое умение сидеть спокойно и   внимательно слушать. Видимо, что-то особенное появляется в   выражении моих глаз, и   люди думают, что я   все знаю и   все могу. Пусть думают. Мне это на   руку.

—   Что произошло в   вашей юности, что направило вас именно на   этот путь   — в   актерскую профессию?

—   Я   был довольно плохим учеником в   школе, у   меня не   было никаких особенных академических задатков, я   не   играл в   футбол и   не   занимался никакими другими видами спорта. Мой отец часто говорил: «Понятия не   имею, что из   тебя выйдет!» Я   помню, что ужасно злился на   это. И   от   злости или от   депрессии я   решил, что отомщу им   всем, кто насмешничал надо мной, стану как Марлон Брандо, и   посмотрим, кто будет смеяться потом! Мне хотелось делать что-то совершенно отличное от   всего того, что делали мои сверстники. У   меня не   было никаких реалистичных надежд на   то, что я   буду заниматься тем, чем занимаюсь сейчас, но   все это как-то случилось едва   ли не   само собой. Полагаю, я   был достаточно сильно   сердит   и   не   менее того раздражен таким отношением ко   мне, что с   какой-то яростью принялся выполнять свое желание стать другим. Мне нужно было сбежать из   того окружения, которое давило на   меня, унижало меня. Я   был несчастливым ребенком, несмотря на   усилия моих родителей дать мне все, что было в   их   силах. Я   хотел сбежать и   осуществил свое желания. И   вот куда меня привела эта дорога.

—   Что вы   больше всего цените в   коллегах?

—   Умение расслабиться и   не   воспринимать все слишком серьезно, не   воспринимать себя слишком серьезно. Это всего лишь кино!

 

Источник

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.