Ловля на спиннер

Кaк зaрaбaтывaют нa сaмoй мoднoй игрушкe гoдa

«Спoкoйствиe, тoлькo спoкoйствиe!» — призывaл oдин извeстный литeрaтурный пeрсoнaж, снaбжeнный прoпeллeрoм. Спиннер, модная в этом сезоне игрушка с пропеллером, также обещает эффект успокаивающий, но рынок ее появлением как раз взбудоражен.

———————-<cut>———————-

В руках у Алексея Навального в зале суда 31 мая был спиннер — игрушка для пальцев, модная в этом году штучка. Навальный покрутил-покрутил и передал ее поиграть сидящему рядом юристу. Ролик, на котором политик крутит игрушку, широко разошелся по соцсетям, и Навального, как водится, обвинили в заигрывании с молодежью:

для вдумчивого юноши крутить спиннер в этом сезоне так же обязательно, как в каком-нибудь 97-м — кормить тамагочи.

Спиннер, «крутилка» для рук (hand spinner),— ось в подшипнике с маховиком. Двумя пальцами держишь, остальными подкручиваешь. Чем лучше спиннер, тем дольше крутится. Согласно одной из версий, игрушка была придумана в 1990-х американкой Кэтрин Хеттингер для снятия стресса у детей. Запустить инновационный продукт в массовое производство тогда не удалось.

В 2016 году спиннеры снова появились в США, но уже как успокоительное для офисных сотрудников. Вместо того чтобы нервно разгибать скрепки, грызть карандаши или вертеть в руках на переговорах шариковые ручки, клеркам и топ-менеджерам предлагались элегантные спиннеры. Их продавали и отдельно, и как дополнительный предмет в наборе типа «перьевая ручка, зажигалка, запонки». В рамках этой маркетинговой стратегии первые спиннеры были изготовлены из металла с красивым покрытием или обработкой и стоили от $200.

Но к делу быстро подключились молодежь и дети, и спиннеры рванули в массмаркет, резко подешевев.

«Мы открылись в декабре 2016 года и оказались первыми продавцами спиннеров в России»,— хвастается совладелец интернет-магазина Никита Денисов.

По его словам, в декабре на сайт зашли 6 тыс. посетителей, а в апреле — уже 500 тыс.

Никита Денисов уверен, что, когда мода на спиннеры пройдет, появится новая игрушка: современный человек испытывает потребность занимать чем-нибудь руки

В мультсериале «Утиные истории» про Скруджа МакДака был эпизод «Великое надувательство». Маркетолог запустил рекламу некоего продукта, которому дал первое пришедшее в голову название — «Стимулятор Пэпа». О том, что это за продукт и зачем он, в рекламе не было вообще ничего. Но маркетинговая подача вызвала ажиотажный спрос: товар стали спрашивать в магазинах.

«Вживую ни у кого не видел, но слышал, что это сейчас модно. Вот пришел сам посмотреть»,— объяснил парень лет двадцати пяти с деловой сумкой под Louis Vuitton, которого я встретил в шоу-руме магазина.

По его словам, есть потребность что-то держать в руках, но вертеть зажигалку уже надоело, да и не солидно. Купил черный металлический стильный спиннер за 3 тыс. руб. В магазине постоянный поток курьеров, забирающих заказы.

Возят не только в офисы и квартиры — спрос ажиотажный: уже «доставляли прямо в пионерский лагерь и в военкомат».

Вот заходят новые покупатели — седой мужчина лет пятидесяти с сыном лет десяти. Приехали заменить спиннер: мальчику не нравится, как он крутится. Пока сын выбирает другой экземпляр, папа с интересом изучает разные модели.

«Себе тоже возьмете?» — спрашиваю в шутку. «Не, у меня дома уже два своих есть»,— неожиданно отвечает он.

Спиннеры со светодиодами пользуются повышенным спросом

В дверях появляется солидный господин в костюме и при галстуке. Демонстрирует на экране смартфона фото нескольких спиннеров с сайта магазина по цене 1,5–3 тыс. руб.

«Не себе — шефу,— говорит покупатель (оказалось, это персональный водитель).— Он для детей заказал».



От 3D до эксклюзива

Коллекционеры готовы выложить за эксклюзивный экземпляр игрушки тысячи долларов

В ассортименте сейчас более пяти десятков моделей стоимостью от 250 до 6 тыс. руб. Но есть и эксклюзивные экземпляры под заказ до 15 тыс. руб. Из пластика, дерева, стали, алюминия. Самых разных форм и расцветок. Со светящимся в темноте покрытием. Или со светодиодами и подзарядкой по USB.

В начале 2016 года спиннеры делали только американцы, но при первых же намеках на заметный спрос рынок захватили китайские предприятия.

«Бум вызвал дефицит подшипников. В первых спиннерах использовались подшипники, которые стоят в скейтбордах. Они сейчас подорожали втрое. Сейчас спиннеры делают также на подшипниках меньших диаметров, но и эти подорожали»,— рассказывает Никита Денисов.

Основной ассортимент в магазинах тоже из Китая. Но 20% представленного — уже от российских производителей.

Самое простое — печатать спиннеры на 3D-принтерах. Эти изделия дешевые, но низкокачественные.

Есть и отечественная продукция из дерева — делают умельцы в Солнечногорске. А самые дорогие сейчас выпускает в Мытищах мастерская Павла Шароварова — известный производитель эксклюзивных складных ножей.

«Занялись спиннерами в начале 2017 года,— рассказывает Шароваров.— Вообще ничего о них не слышал — узнал от Никиты Денисова».

В домашней мастерской Шароварова будущую модель сначала рисуют, продумывают форму с учетом размера подшипника. А дальше заказывают изготовление стороннему предприятию, где есть станки с ЧПУ. Потом финишная обработка — травление, цвет, гравировка. Объем выпуска — около 50 штук в месяц. Спиннеры Шароварова из титана стоят в рознице до 15 тыс. руб.

«Уже пошли корпоративные заказы на спиннеры как сувенирку. Сейчас делаем партию для известного московского стрелкового клуба с их фирменным логотипом»,— рассказывает Павел.

Модные «волчки» можно делать даже из сантехнической арматуры

По словам Никиты Денисова, сейчас кто-то завозит в Москву дешевые китайские спиннеры, которые сдают оптом по 90 руб.

«Бабушки на улице их продадут за 200 руб., в магазинах выставят по 500 руб.,— делится рыночной информацией Никита Денисов.— Купивший такой как свой первый спиннер быстро в нем разочаруется: крутить неудобно и крутится плохо, недолго».

Один из главных критериев качества — легкость и время вращения. Есть модели, которые вращаются четыре минуты и даже больше.

Игры профессионалов

Мода на спиннеры вышла из офисов на улицы и немедленно проникла в школы

13-летний Даня — постоянный и любимый клиент. В онлайне не заказывает — всегда заходит лично покрутить. При нас он приехал обменять спиннер на модель другого цвета и прикупить еще один. Всего у него три спиннера, есть еще виртуальный на смартфоне — уже сделали такое приложение.

Даня — представитель зарождающейся армии фанатов и коллекционеров, иметь подобного потребителя — мечта любой индустрии. В США и Китае таких энтузиастов уже много. Они выкладывают в YouTube видео своих трюков со спиннерами, участвуют в соревнованиях «кто дольше прокрутит».

Даня уже умеет перекидывать крутящийся спиннер с руки на руку, пытается делать это под коленкой.

«Научишься трюку — приходи, снимем его на видео, а тебе дадим скидку. И друзьям расскажи, чтобы приходили»,— говорит ему продавец Тигран.

Спиннер — игрушка двойного назначения: можно крутить, чтобы убить время, а можно соревноваться, кто крутит дольше

Даня не только покупатель, но уже фактически дилер: заказал эксклюзивные спиннеры и перепродал приятелям. А сейчас привел клиентов — друга с сестрой, которые купили пару моделей, каждая — дороже 4 тыс. руб.

Для появившихся «профессионалов» уже предлагается дополнительный ассортимент. Например, тренировочный набор: четыре спиннера разных стандартных форм из некрашеного ПВХ. Цена — 1,5 тыс. руб.

Использовать дорогую качественную модель для отработки трюков жалко: будет падать, поцарапается, разобьется, повредится подшипник. Для ухода за подшипником (продувки) можно приобрести баллончик со сжатым воздухом. А для коллекционеров или спортсменов, возящих с собой свой арсенал, Никита Денисов уже заказал специальные кейсы с мягкими ячейками.

Хайп и спад

На российских курортах и в других местах скопления туристов модными «крутилками» уже торгуют вовсю

Сейчас спиннеры продают, казалось бы, на каждом шагу. Их предлагают наряду с букетиками или зарядками для телефона даже уличные торговцы, подбегающие к машинам в пробках на перекрестках. Но спрос явно не удовлетворен.

«У вас есть спиннеры?» — поинтересовался я в магазине канцтоваров. Продавцы замялись: спиннерами пока не торгуют, но уже собираются заказать — в последнее время их спрашивают постоянно.

Описывая ситуацию со спиннерами, Никита Денисов оперирует словечком «хайп». В данном случае имеется в виду резкий скачок спроса, минимум конкуренции и, как следствие, высокая маржинальность. Денисов считает, что спрос на спиннеры в России еще будет расти — пик придется на осень, когда дети пойдут в школу, а взрослые вернутся из отпусков.

Как долго спрос останется высоким, непонятно. По данным руководителя маркетинговой компании «Контакт-Эксперт» Григория Трусова, американский рынок спиннеров достиг насыщения уже в мае, спрос стабилизировался, но пока не падает.

«Это ажиотажный товар, живущий один сезон,— говорит Трусов.— Мы помним моду у детей на йо-йо (колесико на веревочке), арбузики на резинке. Особенность спиннеров, конечно, в том, что они пришли из офисов, от взрослых. Ну так мода на другие удовлетворители пальцевого невроза тоже была и проходила. Думаю, к концу года продажи спиннеров в США резко снизятся».

В России спиннерный бум в разгаре, а в США уже пошел на спад

Никита Денисов согласен с тем, что хайп закончится, но товарная ниша останется: сравнивать спиннер с полузабытым йо-йо неправильно.

«А что касается тамагочи, то эта игрушка исчезла как отдельное устройство с появлением смартфонов»,— объясняет он.

Денисов, психолог по образованию, утверждает, что у значительной части людей всегда есть потребность что-то вертеть в руках.

«У человека при рождении есть два базовых навыка-инстинкта: сосательный и хватательный. Кроме того, кроме визуалов и аудиалов есть кинестетики — те, кто воспринимает мир осязанием. Таких около 30%. Им для психологического комфорта необходимо чем-то занимать руки,— рассказывает Денисов.— Не четки, так эспандер, не эспандер, так ключи, зажигалка, фантик от конфеты. Из всего этого элегантный спиннер — самое удобное.

И когда мода схлынет, дети наиграются, все равно останется существенная часть пользователей, которая со спиннером не расстанется. Как просто пользователей, так и спортсменов, коллекционеров».

Каким будет объем этого стабилизировавшегося рынка, неизвестно. Возможно, спиннеры останутся востребованными в секторе офисных игрушек. А может быть, их постигнет участь тамагочи.

Тем более что в России в сегменте антистрессовых гаджетов победить семечки не удавалось еще никому.

Но что бы ни случилось со спиннерами в будущем, игрушка уже дала существенный толчок весьма важной и интересной индустрии. Есть, например, мнение, что всемирная мода на жевательную резинку и рост ее производства в свое время способствовали развитию нефтехимии: в состав жвачки входят полученные из нефти полимеры. В спиннерах используются качественные подшипники. Производители спиннеров, которые ставят качество во главу угла, стараются использовать лучшие технологические достижения — керамические, высокоточные подшипники. В связи с ажиотажем вокруг спиннеров выпуск таких комплектующих резко увеличился. И когда ажиотаж спадет, они наверняка заметно подешевеют. А вместе с ними подешевеют и дроны, для которых эти подшипники — один из ключевых элементов.

АЛЕКСЕЙ БОЯРСКИЙ

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.