Когда игры были интересными.

Чeм стaршe стaнoвлюсь — тeм мeньшe игрaю. Игрaю мeньшe нe из-зa тoгo, чтo времени нет, или «железо не тянет». Нет. Вовсе не из-за этого. Просто меня не затягивают современные компьютерные игры. Установишь, запустишь, поиграешь пол-часа и стираешь. Вроде бы всё по высшему классу, но не затягивает.

———————-<cut>———————-

Современные игры обладают всеми теми качествами, которыми не обладали компьютерные игры моего детства: превосходная графика, широкие возможности в игровом процессе, игра по сети, огромные детализированные миры, огромные бюджеты. Но в большинстве из них отсутствует один фактор, который делал игры прошлого шедеврами — в большинстве из них нет души.

Поясню подробнее, что я имею в виду. В те времена, когда я познакомился с компьютерными играми технологии еще не были развиты настолько, чтобы можно было сделать что-нибудь грандиозное. Однако игры тех лет вызывали фурор в силу того, что всё было в новинку. Никогда не забуду, какую эйфорию у меня вызвали знаменитые «Танчики» на NES. Я приехал жить в город из глухой деревни и NES выглядела чудом из чудес. Никогда не забуду своё восхищение, когда троюродный брат включил мне приставку и сунул в руки джойстик — я не понимал, что мне надо делать, но восторг захлёстывал меня с ног до головы.

Мы с упоением играл в танчики пока не пришли родители и не загнали нас спать. Это было тот переломный момент, когда я влюбился в компьютерные игры.

Своя первая приставка у меня появилась гораздо позже. В 90-е мы жили довольно небогато и о своей приставке я мог лишь только мечтать. Поэтому я скитался по друзьям, у которых были приставки. У большинства были «Денди». Самыми любимыми играми были те самые «Танчики» (на самом деле игра называлась «Battle City», но английского мы тогда не знали), Contra, Duck Hunt, Prince of Persia и многие другие.

Во время попыток подстрелить утку накал страстей достигал небывалых высот. Масла в огонь подливала гадкая хихикающая собака, которую все пытались пристрелить.

Особняком стояли те друзья-приятели, которые обладали приставкой Sega. Sega была своеобразной роскошью среди детворы. Игры на ней были красочнее и интереснее в силу того, что она была мощнее NES. Но мы тогда не знали ничего ни о битности, ни о звуковых процессорах и о прочих компонентах, из которых состоит любая современная игровая платформа.

Приставки и компьютеры были своеобразными полюсами притяжения для детей моего детства. Устраивались эпичные битвы в MK2, баталии в NHL и пачками убивались боссы в Battle Toads. Иногда мы просто собирались компанией и смотрели, как хозяин приставки круто играет в Comix Zone.

Благодаря тому, что приставки были лишь у единиц мы не торчали за ними целыми днями и у нас было нормальное детство с салками, квадратом, пионерболом и велосипедами. Однако компьютерные игры начинали именно тогда завоёвывать умы детей.

Если приставка у меня появилась во времена расцвета развлекательных технологий, то компьютер появился в нашей семье относительно рано — в 1996 году. Персональный компьютер был редкостью и не представлял особого интереса в плане игр, т.к.с играми на ПК было не густо. Они доставались через знакомых и знакомых знакомых. Некоторые занимали одну дискетку, а другие могли занимать до десятка (Doom 2 вроде бы на 5 умещался — уже не помню). У большинства семей с времен СССР дома оставались аналоги ZX Spectrum и БК.

386-е и уж тем более 486-е были редкостью.

Мой отец работал программистом и ему удалось выкупить подержаный 386-й, за что ему влетело от матери — денег в семье было мало. Но именно с него началось моё тесное знакомство с миром персональных компьютеров и игр на них. Нынешние дети запускают игры с пол-пинка несколькими нажатиями кнопки мыши. У нас было всё сложнее и интереснее. Основной операционной системой был DOS, работа в котором осуществлялась с помощью командной строки. Чтобы просто запустить игру необходимо было знать несколько команд. А чтобы извлечь игру из архива и установить (.arj — сейчас никто и не помнит такого формата архивов) — надо было знать ещё команды. Чуть позже дело облегчил Norton Commander.

Наиболее запоминающимися играми того времени для меня стали Doom, Death Track, Prehistorik, Prince of Percia. Игры того времени были совершенно линейны, графически несовершенны, но мы были рады и этому, так как лучше тогда не было. Во многих играх бурно начинала работать фантазия, которая украшала мир игры (часто мы получали описание мира игры из разряда «Вы капитан межгалактического корабля, который бороздит просторы вселенной». На экрана кучка пикселей летала меж других кучек, но мы свято верили, что это наш грозный межгалактический крейсер и мы бороздим вселенную. Попутно освобождаем системы и изучаем аномалии). Играть было неимоверно интересно. Игр было немного и поэтому выход каждой новой игры сопровождался бурным восторгом. Играли во все жанры без разбору. Нравилось всё. Это сейчас кто-то играет только в ММО РПГ, а кто-то только в симуляторы выживания. В те времена играли во всё.

Индустрия игр на тот момент уже довольно давно существовала, но именно в те времена она начала бурно развиваться. На небосвод игроделанья взошли такие звёзды как Питер Мулинье, Уилл Райт, Крис Сойер и другие. Большинство из них делало игры не сколько ради денег, сколько из-за самого процесса создания интересной игры. Т.е. игры они делали в первую очередь для себя и для других. Денежный аспект тоже был важен, но в те времена он еще не затмил все остальные аспекты. Часто разработчикам приходилось идти на ухищрения из-за технических ограничений игровых платформ и благодаря этому рождались интересные решения и особенности игр. В те времена зарождались каноны всех современных жанров. Не забуду упомянуть, что игровая индустрия послужила неплохим толчком к развитию многих отраслей компьютерной промышленности.

К сожалению с развитием индустрии и технологий на первое место вышли деньги. Всё реже разработчики старались делать игры для себя и всё больше старались заработать денег. Улучшалась графика, росли возможности и пропадали технические ограничения. Вместе с развитием геймдева становилось всё меньше искусства и души в играх. Ежегодно стала выпускаться тьма игр, которые выглядели отлично, но совершенно не цепляли игровым процессом. А бывало и того хуже — и техническая сторона никакая, и игровая ниже плинтуса. Некоторые франшизы скатились до состояния «пылесоса денег», некоторые исчезли совсем (есть конечно исключения, но они всего лишь исключение из правил).

Казалось бы, что настоящего игрового искусства уже можно не ждать, в в конце 2000 — х начинает расцветать жанр инди-игр, которые делаются по старым добрым канонам — много души и мало денег. Среди таких игр довольно много «шлака», но и довольно часто попадаются шедевры. Из таких проектов вырос Minecraft, Mount Blade, Stardew Valley, FTL и многие другие. Игроки старого поколения изголодались по подобным играм и с радостью их встретили.

На этой волне переиздали шедевры прошлых лет (Baldur’s Gate, Arcanum, X-Com). Игроки же нового поколения считают подобные игры слишком сложными (старые игры они вообще не воспринимают — там же нет сохранения, автоматического восстановления жизней, чек-поинтов и прочего. По их меркам запредельная сложность) и слишком некрасивыми. Не то что современные игры — крутая графика и эффекты. Только игры состоят не только из графики и эффектов. В них еще должен быть достойный сюжет, который перенесет вас в удивительный мир приключений.

На волне сейчас онлайновые развлечения — ММО РПГ, онлайн-шутеры, онлайн-гонки и т.п. Игр с интересным сюжетом всё меньше и меньше — они приносят меньше денег, чем онлайновые проекты и на них нужно затрачивать больше времени и сил. Ведьмак 3 был глотком свежего воздуха. Я надеюсь, что игры сделанные с душой не пропадут полностью и иногда будут напоминать нам, какими должны быть компьютерные игры.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.