Как работает абсурд в рекламе — мнения российских рекламных агентств

a1cb0c80374a4659e8ddd1ecd614651c

[Aмбрoсиус Бoсxaрт II — Нaтюрмoрт с цвeтaми]

Aвтoр блoгa o рeклaмe Copyranter Мaрк Дaффи нaписaл для Digiday   кoлoнку   oб испoльзoвaнии aбсурдa в рeклaмe. Oн проанализировал несколько кампаний, чтобы показать разницу между бессмысленным абсурдом и разумным стремлением вызвать недоумение рекламой. Редакция vc.ru узнала у представителей российских рекламных агентств, почему бренды используют этот приём для продвижения.

Марк Даффи считает, что для создания хорошей абсурдной рекламы бренд должен уважать интеллект зрителя. Даффи делает оговорку, что это правило создания любой хорошей рекламы.

Во-вторых, утверждает автор Copyranter, это дело вкуса. Даффи считает, что его чувство стиля в рекламе развито лучше, чем у кого-либо ещё, потому что последние 11 лет он, как автор блога, посмотрел много интернет- и телерекламы. Поэтому Даффи считает, что может отличить качественную рекламу с использованием абсурда от глупых роликов.

Даффи критикует   ролики   страховой компании Geico: один с участием певца Ice-T, а другой — с отсылкой к Марко Поло. Он считает их глупыми, потому что видео содержат шутки, неумело связанные с продающим сообщением, которое звучит как «Ничего удивительного»». Такая реклама может быть использована для любой марки, которая хочет показать что-нибудь «не удивительное», считает Даффи.

Реклама той же фирмы 2010 года, по его мнению, демонстрирует разумный подход. Поющий осьминог привлекает внимание. Даффи отмечает, что зритель ждёт, когда спрут закончит петь и появится объяснение его поведения. Но этого не происходит — осьминог замолкает и поднимает табличку с сообщением «Geico помогает оформить страховку квартиросъёмщиков».

В рекламе производителя конфет Jolly Rancher 2012 года компания использовала хиппи, которые разговаривают с черепахой. Единственная разумная вещь в этой рекламе, по мнению Даффи, — это связь консистенции конфет (твёрдых снаружи и мягких внутри) с анатомией черепахи. В остальном автор считает это рекламу полностью бессмысленной. Он предполагает, что это произошло, потому что над роликом работал только режиссёр без помощи рекламного агентства.  

Даффи напомнил, что в Японии   зародилась   традиция безумной рекламы. По его мнению, в этой стране всё равно в большинстве случаев ролики не столько «сумасшедшие», сколько осмысленные. В качестве примера он приводит рекламу освежающих леденцов Halls. Подчинённый и начальник ведут напряжённый разговор в офисе. После того, как подчинённый съедает Halls, он начинает чувствовать себя более расслабленно, а из его груди выходят поющие птицы.

Юрий Коробов   креатор Possible Group (Grape)

Бренды используют абсурд, потому что им нужно привлекать внимание, а такая реклама все ещё довольно нестандартна. Недоумение, потому что остальные чувства либо слишком ожидаемы зрителями либо вредят имиджу бренда, и поэтому не используются.

Миллениалы ставят «лойс» такой рекламе. Это же исключительно интернет-история – до телевидения такая «дичь» не добирается. Причем сам интернет и породил этот формат – тот же Old Spice явно вдохновлен легендарным Youtube-каналом   cyriak, который делает свои ролики уже лет десять.

Интернет в целом и YouTube в частности создаёт нелепейший и абсурднейший контент. Постепенно такие вещи входят в повседневную реальность и её коммуникационную среду. И если бренд и агентство понимают, почему их аудитория подписана на «Толстые собаки и цитаты о любви», «Боуи и салатники» или «Орущие птицы», то они найдут с ней общий язык и не потеряют потенциальных покупателей.

Придумать абсурдную рекламу легко. Придумать хорошую абсурдную рекламу так же сложно, как любую другую хорошую. Если клиент и стратеги агентства правильно определили свою аудиторию и поняли, что она готова к такому контенту, то все скорее всего будет хорошо. С другой стороны, качественная нестандартная реклама — это не безопасное решение. Тут всегда есть доля риска, поэтому все так любят клиентов «с яйцами».

Самый очевидный пример, пожалуй, реклама Mountain Dew с Суперкубка, но он мне не понравился, просто неприятно смотреть на существо из ролика. Не знаю, можно ли определить, сработала идея абсурда или нет, но свой объём бесплатных упоминаний в медиа ролик точно получил.

Мне больше нравится подход Tuborg, который не ушёл в терминальную стадию и сделали что-то между иронией и абсурдом. Как сработала идея тут, я тоже не знаю — как и в первом случае, мне кажется, такие вещи не очень реально измерить.

Диана Поволоцкая   SM-менеджер Possible Group (Grape)

Абсурдная реклама — это, в первую очередь, порождение интернета. Я открываю ленту, вижу какую-то рыбу в бетоне, ролик «работаем дальше», кучу лайков и репостов. А потом думаю: «Что? Вы серьезно?». Лично мне не нравятся такие вещи, я не нахожу их смешными. Но нынешнему поколению нравится, а это главное, потому что часто они являются целевой аудиторией многих брендов.

Из последнего, мне очень понравились ребята из «Сокола». Они сняли совершенно идиотский ролик, который получил огромный вирусный эффект. Это именно то, чего хотят большинство клиентов. Более того, поняв что реакция на ролик отрицательна, они быстренько пересняли его, спародировав самих себя. Да, возможно продажи ребят не увеличатся, но у меня вся лента была усыпана не только их видео, но и пародиями от других рекламных агентств. «Сокол» — это хороший пример создания странной кампании и нивелирования негатива.

Если говорить о примерах, то в начале этого лета к нам пришел клиент, принес странные ролики с голым мужиком, птицами, поющими «Калинку-Малинку» и говорящими собаками. Нас попросили сделать из этого WOW-кампанию. Первый креатив, в котором были слова «забери голого мужика себе» я отправляла клиенту трясущимися руками и была уверена, что нас завернут. Но нет. Клиент был в восторге.

Это один из важнейших пунктов удачной WTF-кампании: адекватный клиент или «клиент с яйцами». Нам сильно повезло, потому что ребята (на самом деле три замечательных девушки) чётко отдавали себе отчет в том, чего они хотят, и предоставили нам полную свободу творчества.

Кампания строилась на подаче реальных странных новостей через ироничную призму бренда. За первый месяц на одной из площадок охват превысил семь миллионов пользователей. Число действий под некоторыми постами было более 500-600. Это с учетом того, что сообщество мы создавали с нуля.

При запуске абсурдной кампании нужно всегда быть готовым к большому количеству негатива, который может посыпаться. Мы не стали исключением, но в нашем случае над проектом работала сильная креативная команда. Нам понадобилось буквально неделя-две, чтобы избавиться от троллей и нивелировать все негативные комментарии.

В общем и целом, абсурдную рекламу можно и нужно делать, но только при наличии трёх составляющих: готового на риск клиента, сильного креатива и самое главное — понимания своей аудитории.

Валерий Волчецкий   креативный директор Red Keds

Наверное, каждый копирайтер хочет придумать свой Old Spice или периодически оправдывает им свои идеи. Но почти за каждой самой абсурдной идеей стоит логическая цепочка. И часто абсурд используется как инструмент объяснения вещей и атрибутов бренда, которые трудно объяснить.

Например, один из последних   роликов   Old Spice:

Здесь намешана куча всего непонятного, от чего немного взрывается мозг. Правда, если присмотреться, то окажется, что ролик состоит из всех предыдущих компаний бренда или идей, которые они не реализовали в предыдущих проектах.

Если же вернуться к абсурду как инструменту, то он, конечно же, помогает привлечь к ролику внимание и сделать какие-то вещи смешнее. То есть у него много применений, которые могут как помогать, так и мешать. ТНапример, мы всегда утыкаемся в национальные особенности, которые позволяют делать рекламу в США, но не дают провернуть то же самое в Японии.

Часто абсурд для нас может выглядеть как сумасшествие, но на деле, например, когда американский футболист взрывается в ролике, оказывается, что это прямая отсылка в его прозвищу «Взрывной Терри» (просто пример, он на самом деле не взрывной).

Есть два ролика, которые приходят в голову. Первый — для сыра Panda. Креативное агентство просто показало панду, которая недовольна решениями людей:

Следующий ролик – это реклама Geico. Перед агентством стояла задача сделать рекламу на YouTube, которую не пропустит зритель. Они справились, потому что она рассказывает все за те пять секунд, которые дает YouTube.

Юрий Полонский   исполнительный креативный директор Saatchi & Saatchi Russia

Раз возникает вопрос, зачем компании использовать чувство недоумения, значит, реклама этого бренда работает.

Сообщение в рекламе не может быть направлено на всех людей одновременно. Рекламу можно любить или ненавидеть, главное, чтобы она вызывала эмоции. То есть от качества рекламы и понимания своей целевой аудитории вы либо потеряете часть аудитории, либо, наоборот, приобретёте.

Легче всего придумывать абсурдную рекламу, и очень сложно сделать что-то по-настоящему серьёзное. Вот отличный пример такой рекламы:

Абсурд придумывают не ради него – это очень важный момент. Всё идет от задачи клиента. В этом примере форма абсурда прекрасно обыгрывает сообщение «три в одном», и, скорее всего, бренд увеличит количество своих фанатов. Даже по комментариям к видео это уже можно понять.

Артём Филимонов   креативный директор Possible Group (Hungry Boys)

Какое чувство недоумения? Бросьте. Подобная стилистика уже давно нормально воспринимается аудиторией и не вызывает ничего, кроме смеха. Это часть визуальной культуры интернета, которая знакома нам с середины нулевых.

Если команда, которая занимается маркетингом бренда, видит новую территорию среди мужчин, живущих интернет-культурой, то разумеется, такая реклама увеличивает market share   (долю на рынке — прим. ред.).

Придумать такое легко тому, кто сам увлечён подобной стилистикой. Думаю, что не стоит использовать такой tone-of-voice   (интонацию — прим. ред.)   брендам с консервативной аудиторией. Это её может отпугнуть.

В своё время на меня произвели огромное впечатление ролики для DirecTV, Kayak.com. А в этом году, безусловно, это австралийская кампания для Bonds   (бренда одежды и нижнего белья — прим. ред.), где на фасаде дома висели «друзья-тестикулы», которые реагировали на изменение температуры на улице.

Источник

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.