Железные дороги Новороссии



С мoмeнтa нaчaлa внутриукрaинскoгo вooружённoгo кoнфлитa пaссaжирскиe жeлeзнoдoрoжныe связи нeпoдкoнтрoльныx Укрaинe тeрритoрий с oкружaющим мирoм пoлнoстью руxнули. Пaссaжирскиe пoeздa из Киeвa и цeнтрaльнoй и Зaпaднoй Укрaины, Рoссии снaчaлa шли в Донецк и Мариуполь через Красноармейск. Потом, когда контроль над Славянском вернули, а Донецк окончательно потеряли — обрубили все рейсы по последней контролируемой станции — Константиновке. Поезда в Мариуполь пошли вообще через Запорожье. Где-то до зимы 2014 существовал поезд "Киев-Луганск", но потом зачем-то грохнули и его.

При этом, несмотря на то, что по мнению украинской стороны, ДНР и ЛНР — территории, оккупированные Россией, с самой Россией сообщение также практически обрублено. И, таким образом, железнодорожная сеть на непризнанных территориях является практически "островом". На этих территориях существует один поезд дальнего следования и пригородное сообщение на отдельных линиях, которые остались под контролем республик.

———————-<cut>———————-

Итак, единственный поезд, соединяющий столицы (ну почти столицы) народных республик, "Ясиноватая — Луганск". Ходит ежедневно, на линии два состава по три вагона: "Донбасс" и "Лугань".



Поезда, соответственно, донецкого (ясиноватского) и луганского формирований.



Расписание.



Цены! Спешите насладиться халявой!



При этом поезда пользуются не то чтобы высокой популярностью. Хоть и маршрутки и автобусы стоят на порядок дороже. Многие ездят между промежуточными станциями: Горловка, Дебальцево, Алчевск.



Билеты выписываются вот на таких ламповых бланках. Цена вырезается ножницами! Помнится, такие билеты продавали раньше во всех кассах, неподключённых к "Экспрессу", по крайней мере, у нас в Жижице, пока работала касса, выписывали именно их!



Ясиноватский состав "Донбасс"..



Вспомнил славные времена, когда я наблюдал эти самые вагоны на путях Курского вокзала, и тоска и отчаяние меня охватили! Как же хочется вернуть ту Украину 2013 года, добрую, дружелюбную, единую, без всего этого кошмара, что её охватил. Чтобы можно было на таком поезде сесть и доехать через Славянск и Харьков до Орла, Тулы и родного города!



Думаю, что этого бы хотели все, как в России, так в Украине, так и на непризнанных территориях. (конечно, кроме тех, кто это всё организовал, и кто сейчас на всех трёх сторонах с этого кормится. Но мы эту тему развивать тут не будем, т.к. пост неполитический). Но, увы, фарш назад не провернуть, поэтому вот такой трёхвагонный огрызок, пока — самое крупное, что есть на территории Новороссии из железнодорожного.



Услуги в поезде! Можно даже взять постельное бельё за какие-то 36 рублей!



Больше всего торкает, что не просто "минеральная вода", а "предоставление пассажиру минеральной воды" :)) Т.е. проводники вам её в рот сами зальют за 18 рублей.



Пройдёмся по станциям. Ясиноватая. Крупнейшая станция на территории СССР! Путей здесь несметное множество. Помнится, как мы сюда в 2011 году приехали среди ночи из Таганрога на поезде "Кисловодск — Киев" и пытались найти какие-нибудь комнаты отдыха, чтобы поспать. Но на на Ясиноватой не было ни обменников, ни банкоматов, чтобы снять украинских денег, и мы поехали в Донецк. А в Донецке вокзал был на ремонте и комнаты отдыха были закрыты. В итоге мы всю ночь провели сидя в углу зала ожидания среди донбасских гопников.



Но сейчас от былого великолепия практически ничего не осталось. Много, кстати, старых электровозов ВЛ-8. В России такие, кажется, только в музеях остались.



Ясиноватая находится не вблизи линии фронта, а практически на ней самой. Место, где реально страшно находиться! При этом как раз речь о самой станции, посёлок чуть в углублении, там спокойнее. Если много где на Донбассе слышны обстрелы и взрывы где-то в отдалении, то тут их слышишь отчётливо и совсем рядом! 2-3 километра — и уже позиции украинской армии. Совсем чуть-чуть до Авдеевки, которая уже под контролем ВСУ. Естественно, и на саму станцию прилетало не раз за всё это время. Но, тем не менее, она уже 2 года продолжает функционировать под обстрелами.



Следующая станция — Макеевка. Главный и самый крупный пригород Донецка.



Всё осталось по-украински. Железная дорога на момент фото только начала выходить из-под юрисдикции Украины. Да и сейчас она, похоже, продолжает в ней оставаться.



Сейчас Макеевка — фактически основная станция для жителей всей донецкой агломерации. Ясиноватая географически к Донецку ближе, и раньше было логичнее выходить на ней (мы в 2011 ехали как раз до Ясиноватой). Сейчас же, короткая дорога в Ясиноватую проходит прямо около линии фронта, и ездить там просто опасно. Кроме того, Путиловский мост, ведущий на это шоссе, разрушен. В связи с этим, ехать в Ясиноватую надо все равно через Макеевку, из центра Донецка путь занимает больше часа. Поэтому смысла садиться там никакого нет.

На вокзале можно посмотреть расписание поездов с ближайших контролируемых станций.



Где-то через час — второй по величине город ДНР после Донецка — Горловка. Брошенный вокзал. Здесь мы, кстати, тоже были в 2011 году.



Следы войны ощущаются и здесь. Но не так, как в Ясиноватой.



Состав идёт от Ясиноватой до станции Горловка под электровозом. Дальше до находящейся уже в ЛНР Мануиловке электрификация отсутствует. И тут уже поезд тянет маневровый тепловоз. Соответственно, на пути два раза переприцепка локомотива.



Вечные санитарные зоны! Какая радость, что, хотя бы, в России всё больше биотуалетов, где этой надуманной проблемы нет.



Реклама отеля в вагоне.



Причина отсутствия электрификации на центральном участке маршрута банальна — повреждения в результате боевых действий. Выглядят эти места действительно ужасно: разрушения постоянно. Ни одного целого столба.



Вокзал города Углегорска — с разбитыми стёклами.



Относительно хорошо сохранившаяся станция Байрак.



Станция Дебальцево. Здесь, как мы помним, был эпицентр военных действий в январе-феврале 2015. До этого времени город контролировала Украина, но потом ДНР-овцы захватили его под свой контроль. Только благодаря этому и удалось запустить эти поезда.



Станция Дебальцево — один из крупнейших железнодорожных узлов Донбасса. Линия "Донецк-Луганск" пересекается здесь с магистралью "Харьков-Ростов". По понятным причинам сейчас не действующей абсолютно в данном месте.



Следов военных действий тут тоже немало.



Остатки ж.д. узла.. Без слёз не взглянешь.



Перпендикулярный ход. Впрочем, грузовые составы с углём по нему на Украину через линию фронта должны ходить.



Будь прокляты те, кто устроил весь этот конфликт..



Кипучая, могучая, никем не победимая!



Славяносербск. Интересно, что станция называется в честь посёлка, находящегося в 20 км от неё. Мне сначала показалось, что он вообще находится на Украине (а станция в ЛНР), но, разобравшись, я выяснил, что он лежит прямо на линии фронта, но с ЛНР-овской стороны.



Станция Луганск. Крайне необычное здание вокзала.



Пожалуй, одно из самых интересных мест, что есть в городе.



Остатки былого великолепия. Ещё один повод пустить скупую слезу. Теперь всё движение по станции — один пассажирский и 3-4 пригородных в день. А в том же Донецке вокзал вообще закрыт.



Из-за этого площадь перед ж.д. вокзалом Луганска абсолютно безлюдна, и её очень удобно фотографировать, если хочешь сделать репортаж о том, будто бы город абсолютно вымер.



На самом деле, с недавнего времени есть и второй поезд, и также международный: "Ясиноватая — Успенская". Он идёт из ДНР в Россию до первой приграничной станции. Непонятно, почему нельзя его продлить дальше, ну хотя бы до Таганрога, а ещё лучше до Ростова. Видимо, РЖД настолько санкций боится (но с другой стороны, пускает же она к себе этот поезд хотя бы на несколько сот метров).

До апреля 2016 это была электричка, а в апреле его сделали ПДС-ом с соответствующим повышением цен. Узнал я про эту "реформу" из информатора на ж.д. вокзале Макеевки.



Помимо дальних поездов, в ДНР-ЛНР имеется относительно развитое пригородное сообщение. Конечно, "относительно" — громко сказано, это жалкие остатки от былого великолепия. Но, всё же, больше, чем ничего.



Все электрички в ДНР начинаются от Ясиноватой. Ясиноватая теперь — тупик. Отсюда идёт линия на Макеевку, дальше идёт развилка: на Горловку-Луганск, на Енакиево-Нижнюю Крынку и на Харцызск-Иловайск. Продлить маршруты от Ясиноватой до Донецка также не позволяет линия фронта.



Феерический суржик в расписании. Видно, что в новое время расписание допиливается на великом и могучем.



Бланки на пригородные билеты не менее потрясающи, чем на дальние поезда. Тоже вырезание цены ножницами.



Кстати, железная дорога — чуть ли ни единственное в Новороссии место, где ещё можно расплатиться гривнами. По крайней мере, все цены выписывают в них. Но цены называют в рублях и берут к оплате рубли. Часто проводницы переводят в уме каждый раз, когда надо посчитать стоимость проезда в российской валюте.



В связи с этим, вышел забавный случай. Захотел купить пирожков в поезде у бабушки. Спрашиваю, сколько стоит? Она: "ну вот эти по 6". О, думаю, нифига себе! Я, конечно, уже привык, что тут такое всё дешёвое, но чтобы прямо уж настолько. Решил взять побольше себе, раз они такие дармовые, но бабушка мне назвала итоговую цену в два раза выше. Как так? Ну просто, она на автомате сначала цены в гривнах сказала.



Как видим, цены на электрички совсем копеечные. Так что, по возможности, лучше ездить на них. Тем более, что они часто ходят в такое время, когда маршрутки уже заканчивают ходить.



Основное движение электричек в ДНР проходит вдоль линий "Ясиноватая — Горловка — Дебальцево" и "Ясиноватая — Иловайск". В ЛНР тоже есть свои электрички: от Луганска до Мануиловки (вдоль линии из Донецка) 4-5 пар в день, и ещё было движение по несвязанной с ними линии, идущей от Дебальцево в Фащевку, города Свердловск (ст. Должанская) и Червонопартизанск (ст.Красная Могила), рядом с переходом с Россией, ведущим в Гуково. Но сейчас, похоже, там движение закрыли, яндекс ничего не показывает.



Грузовое движение довольно активное. Составы с углём постоянно отправляются на территорию, подконтрольную Украине.



Собственно, ж.д. вокзал Донецка. Им довелось воспользоваться в 2011 году, уехав из города в Харьков. Сейчас никакого движения на станции нет (с обеих сторон железная дорога ведёт к линии фронта). Но вокзал работает, можно зайти купить билет куда-нибудь. Ну и ещё музей тут есть, который я не посетил.



Донбасский ж.д. узел всегда впечатлял. Сложная невообразимо для понимания паутина всяких линий-линий-линий. Такой плотности железок не было больше нигде в СССР. В общем то, железные дороги разных статусов попадаются тут практически повсеместно. Да, тут много чего было "самого-самого", но, увы, больше этого нет. Лучше и не вспоминать то великолепие что тут имелось, для душевного равновесия.



Больше всего вызывает вопросов и непонимания статус железной дороги, находящейся на территориях ДНР-ЛНР. До марта 2016 они управлялись Донецкой железной дорогой, управление которой было перенесено в Красный Лиман. Железнодорожники получали зарплату в гривнах на карточки, и вынуждены были периодически ездить на Украину снимать деньги. Тем не менее, после отпочковывания, у ДНР-овских железнодорожников осталась возможность получать украинскую зарплату и числиться работником ДонЖД. Однако для этого надо было съездить в Лиман и оформить специальный контракт. Кто этого не сделал, по идее может получать зарплату от руководства ДНР. Железку, вроде как, переподчинили минтрансу республики. На практике же, всё это привело к тому, что железнодорожники перестали получать зарплату вообще, ждут, что им заплатят хоть сколько то, устраивают периодически митинги и бунты. При этом, что вызывает недоумение, требуют денег они от Украины, а не от руководства ДНР, грозясь в случае невыплаты зарплат, перестать отправлять товарняки с углём на её территорию. Ситуация странная и мутная, понять, что реально происходит, как всегда, невозможно. А есть ещё железнодорожники ЛНР, у которых, скорее всего, ещё всё хуже.



Вопрос также, что если вся железная дорога управлялась из Лимана, то каким образом были запущены все эти поезда и электрички? По директиве оттуда же? Или, всё же, это руководство республик дало команду? Но как оно могло эту команду дать, если денег оно не платит и, по идее, вообще железку не контролировало? А руководство ДЖД также вряд ли бы захотело запустить внутри неконтролируемых территорий поезда по своей инициативе, особенно поезд в Успенку. В общем, вопросов к тому, как всё это работает, куда больше, чем ответов. Но, главное, что хоть как-то, но работает.



© Георгий Красников

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.