Электротранспорт в городах Донбасса

98ac79c08e80b49246b94bdc04f80965



Oднoй из цeлeй пoсeщeния Дoнбaссa, былo инспeктирoвaниe рaбoты oбщeствeннoгo трaнспoртa нa тeрритoрияx, пoдвeргaвшиxся вoeнным дeйствиям. Извeстнo, чтo стрoили трaмвaи и трoллeйбусы нa Дoнбaссe во всех возможных райцентрах. В результате чего, до начала нулевых на Донецкую и Луганскую области приходилось 11 трамвайных и 19 троллейбусных систем.

———————-<cut>———————-

Однако ж годы разрухи и упадка брали своё: существующие сети деградировали, отдельные линии закрывались, и к началу военного конфликта на Донбассе не дожили трамваи Макеевки и Стаханова, а также троллейбусы Дзержинска, Доброполья и того же Стаханова. Война разрубила Донбасс напополам — часть городов вместе с трамваями-троллейбусами осталась в составе Украины, другая часть перешла под контроль народных республик.



Во время боевых действий мы потеряли луганский и авдеевский трамваи, а также уникальную троллейбусную систему Углегорска, по которой ходило всего две машины.



На данный момент под контролем народных республик имеются три трамвайные системы: Донецк, Енакиево и Горловка. А также 8 троллейбусных: Донецк, Макеевка, Харцызск, Горловка, Луганск, Алчевск, Антрацит, Краснодон.



Самая крупная, надёжная и стабильная транспортная система в столице Донецке. В Донецк, как известно, при Украине вкладывали много денег, транспорт тут всегда работал хорошо.



В результате чего ни трамвай ни троллейбус не прекращали работу здесь ни дня, даже в самые тяжёлые дни войны. Не работали лишь отдельные маршруты, было поменьше выходов и заканчивал работу транспорт раньше.



Донецк. Трамвайное депо №4. В городе много терриконов, и оба трамвайных депо удачно можно рассматривать с них.



Трамвайное депо №3, в самом центре.



Донецк — единственный "татровый" город всего Донбасса. КТМ-ов тут нет и не было никогда. Во всех остальных городах сплошной Усть-Катав.



Во время активных боевых действий снаряды периодически попадали по трамвайной сети. Но ремонтные бригады практически всегда старались восстановить движение довольно оперативно. Сейчас сеть работает в полном объёме, который был до войны. До недавнего времени не работал 1-й маршрут, идущий на ж.д. вокзал, т.к. его линия находится недалеко от фронта, но вот месяц назад восстановили и его.

На фото — 6-й маршрут, являвшийся огрызком первого, ходивший пока часть линии не была восстановлена.



Хотя, в целом, сеть Донецка организована довольно странно: три не связанных между собой куста, растущих в разные стороны из центра. В результате чего, чтобы проехать насквозь город на трамваях, нужно не только делать пересадку, но и идти несколько сот метров от конечной до конечной. Видимо это связано с сильной разбросанностью города. Но все маршруты ходят часто, быстро. Пути отличные, после Ростова, где трамвай вообще в ужаснейшем состоянии, прямо сказка просто.



Весь общественный транспорт в городе ходит, можно сказать, до поздна: до 21-22 часов. Это по меркам непризнанного Донбасса очень поздно — ведь в 23 начинается комендантский час. Есть, кстати, дежурные рейсы и в 23 часа. В других городах республик транспорт (любой) заканчивает ходить в 5-6 вечера



Троллейбусы. Новые ЛАЗы, оставшиеся в наследство от Украины.



Образцово-показательный маршрут №2, проходящий по самому центру, по главной улице Артёма. На нём ходят только такие ЛАЗы.



Пожарный троллейбус! От МЧС ДНР.



Троллейбусная сеть в отличие от трамвайной, всё же, несколько сокращена. Так как в некоторых местах, где когда-то ходил троллейбус, прямо сейчас проходит линия фронта. Когда-то был маршрут и в злополучный аэропорт, но его ликвидировали зачем-то ещё во время Евро-2012. Сейчас на улицу Стратонавтов и физически не пустишь троллейбус, т.к. мост через ж.д. пути, ведущий в тот район, разрушен.



На троллейбусах популярна старая оставшаяся ещё со времён Украины реклама.



"Еду в дельфинарий" встречается во многих городах Украины. Но в Донецке дельфинарий по понятным причинам давно уж не работает. А троллейбус всё туда едет.



Вся символика на троллейбусах, конечных, депо уже республиканская



Славные труженики троллейбусного труда!



В рядом расположенной Макеевке уже далеко не всё так радужно.



В 5 вечера транспорт ёк.



Прямо как в Европе — уличные расписания :))



Техничка



Был когда-то трамвай, но почил в бозе ещё в 2006 году.. Местные говорят, что Ахметов его выпилил, чтобы сдать на металлолом. Рельсы местами проступают сквозь асфальт.



Стоимость проезда. Сдачу выдают украинской мелочью. Отдельно доставляет подпись!



Фантастические возможности и карьерный рост!



Макеевский троллейбус №5. Кстати, несмотря на то, что Макеевка вплотную прилегает к Донецку, сети здесь изолированные. Хотя вот от этого места до донецкой сети около 100 м. Можно даже разглядеть указатель "Донецк". Когда-то сеть была единой, но её давно уж разорвали. Несусветная глупость. Теперь если хочется проехать из Донецка в Макеевку на электротранспорте, нужно доехать до окраины города на 11 маршруте, пройти 100 м, и сесть уже на макеевский троллейбус. Фото 11-го маршрута выше снято как раз в той прилегающей к Макеевке точке.



Но на самом деле есть реально междугородний троллейбус из Донецка в Макеевку! Маршрут №7 начинается в центре столицы Донбасса и заходит на территорию города Макеевка, к конечной "Кинотеатр "Космос"". Суть лишь в том, что это место никак не соединено с самой макеевской сетью.



Не электротранспортом единым хорош Донбасс. В Харцызск из Макеевки можно уехать на старом ЛАЗе. Более того, только на нём и можно уехать!



Харцызск. Город с трубным заводом. Небольшая троллейбусная системка. 3 маршрута.



Заканчивают работу в 4-5 вечера.



Харцызск — глубокий тыл, потому тут всё спокойно. Боевые действия не затрагивали город даже в самые напряжённые времена, во время неподалёку располагавшегося иловайского котла.



Подвижной состав — только старые ЗиУ-682, и пара ЮМЗ.



Второй город в ДНР — Горловка.



С трамваями тут полный тлен и безысходность. Впрочем, это ещё было в наш первый приезд. Три маршрута, на которых работают 6-7 вагонов. При том, что большинство из них очень длинные. В результате чего, например, на 8-ке, интервал примерно 1,5-2 часа. Никаких расписаний, естественно, нигде нет.



Вагоны все старые, только КТМ-5, только хардкор (как и положено порядочному промышленному городу). Тем не менее, хвала предприятию, они умудряются их содержать в опрятном виде и на ходу. В условиях дефицита всяких красок, запчастей и т.д.



Может вагоны бы ходили и чаще, но они имеют ещё странное свойство отстаиваться на конечных по 30 минут. В итоге пользуются трамваями редкие единицы, которым повезло на них попасть.



В 4-5 вечера, как и везде, не очень хорошо ходящий транспорт превращается в тыкву.



Троллейбусы — фактически работает один маршрут №3. Который тянется через весь город с запада на восток.



Зато по нему ходят регулярно гармошки ЮМЗ-Т1.



И старые ЗиУ-682.



Вроде как всего маршрутов 5, но я только видел одну машину на 2 маршруте, а 1 и 4, ходившие на Никитовку, не работают, т.к. повреждена контактная сеть.



Нельзя не отметить и автобусы Горловки. Это настоящий заповедник! Сплошные ЛАЗы-695!



Тысячи их! Кроме ЛАЗов в Горловке никаких других автобусов нет.



Впрочем, на Украине, под контролем которой Горловка пребывала до 2014 года, подобное ретро в порядке вещей. Вряд ли тут что-то могло бы принципиально измениться в лучшую сторону за эти два года, учитывая имеющиеся условия.



Попалось ещё вот такое пазло.



Но вообще, как известно, Горловка находится практически на самой линии фронта. Во время войны ей досталось очень сильно, да и продолжает периодически доставаться. Работа электротранспорта в той обстановке, что тут царила — настоящий героизм! Вот, например, от этой конечной до украинских позиций всего несколько км и чисто поле.



Город Енакиево. Здесь практически не было никаких боевых действий, война умудрилась город обойти, хотя и были прилёты. Тем не менее, выглядит город на редкость депрессивно и мрачно.



Ну это ещё с довоенных времён так. Трамваи в основном нужны для доставки рабочих на металлургический завод, который ещё вполне себе работает.



Трамвайная сеть небольшая, на ходу всего 7 вагонов. Ходят по трём маршрутам.



Снова вечные КТМ-5, неотъемлемый атрибут промышленного постсоветского городка…



Но кроме того, тут есть подаренные Ахметовым два новеньких КТМ-23!



Более известные как "морковки". Кстати, внутри на электронных табло транслируется какая-то хрень, видимо, забитая ещё на заводе. Про миасское лесничество и т.д.



Перенесёмся в Луганск.



В городе осталось только несколько маршрутов троллейбусов. Традиционно они все находятся в диапазоне 5х.



Трамвай с момента боевых действий не ходит. Рельсы лежат по всему городу.



Большинство троллейбусов — зелёные "Богданы", но есть несколько "Тролз". Были когда-то и "шкоды".



Очень специфический подход.



Луганск очень сильно пострадал от боевых действий. Троллейбусы тут какое-то время вообще не ходили, как и трамваи. Но движение троллейбусов, всё же, в какой-то момент восстановить удалось. Основной маршут — 56, относительно частый, соединяет центр и спальный район. Ещё есть 52 — идущий к автовокзалу, и пара маршрутов с выпуском по одной машине.



На "Богданах" везде строят новую страну.



В Алчевске и Антраците мне так и не довелось побывать. В первом по отзывам довольно разветвлённая троллейбусная сеть, а во втором ходит всего одна машина. Равно как и в Углегорске, где можно было бы взглянуть на то, что осталось от крошечной сети. Зато заехал в город Краснодон.



Краснодон, как и Харцызск — глубокий тыл. Хотя не такой уж и глубокий — разрушения видны всего в нескольких км от города в сторону Луганска. Однако сам город бои не затронули, троллейбус работал тут без перебоев.



В Краснодоне два троллейбусных маршрута, один из которых — междугородний: Краснодон — Молодогвардейск.



Тут внезапно сохранились икарусики.



Хорошие, добрые :)



Кстати, интересно, что два новых троллейбуса МАЗ-ДНИПРО появились в городе уже после того, как Краснодон стал ЛНР-ом. Всё дело в том, что они были подарены городу ахметовским Метинвестом (равно как и новые два трамвая в Енакиево) и долго проходили всякие оформительные процедуры. Но факт есть факт.



Та же тема с льготами, что и в Луганске.



И билетами



Отдельно стоит обговорить про билеты и стоимость проезда. Электротранспорт в ДНР баснословно дешёвый. Один из дешевейших транспортов мира и самый дешёвый в бывшем СССР! Донецк, стоимость проезда — 3 рубля!



Билетики на Украине традиционно были красивые. В ДНР продолжили эту традицию, но уже в своём стиле. В самом Донецке дизайн билетиков постоянно меняется, и донецкие билеты пользуются популярностью у гостей города и просто коллекционеров. Вот такие билеты были год назад, тогда ещё широко ходила гривна.



Макеевка. Проезд ещё дешевле! Из-за недостатка российской мелочи в стране, сдачу выдают украинскими копейками. Мне один раз вообще выдали на сдачу 20 украинских и 10 российских.



Маршрутки по сравнению с электротранспортом — просто несусветное расточительство!



Горловка. САМЫЙ дешёвый транспорт в СНГ. Всего 2 рубля, спешите прокатиться!



Енакиево. Тоже два рубля, тоже дешевейший трамвай СНГ (в мире, думаю, будет более дешёвым Пхеньян). Штраф — 40 рублей, дешевле, чем проезд в Москве. Жалко я не догадался купить штрафную квитанцию — а интереснейший же артефакт!

Кстати, обратите внимание. На билетике нарисован троллейбус при том, что в Енакиево их нет. Связано это с тем, что к Енакиевскому трамвайному управлению приписан углегорский троллейбус. Которого по факту уже тоже нет, но тем не менее.



Самый буржуйский троллейбус в Харцызске. Аж 4 рубля стоит! При этом билеты — единственные, на которых никак не упоминается ДНР. Бумага на билетиках самая тонкая из всех.



В ЛНР транспорт стоит ощутимо дороже. 8 рублей троллейбус, 10 — маршрутки. При этом используются старые украинские билетики. На которых проставлены штампы.



То были билеты из Луганска, а эти вот из Краснодона. Льготные.



© Георгий Красников

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.