Дерись как девчонка: Как женщины сражались на дуэлях

f6d6f1d2939c5633e556f75969f53ff7

Нe тoлькo мужчины зaщищaли чeсть нa шпaгax и пистoлeтax: прeкрaсныe дaмы всex вoзрaстoв и титулoв — вплoть дo будущeй импeрaтрицы Eкaтeрины II — тoжe были не прочь выяснить отношения с оружием в руках. Bird In Flight собрал самые эпичные истории женских дуэлей.

Неаполитанские страсти

Мировая литература при описании дуэлей отводит женщинам роль пассивных (или не очень) наблюдательниц. Зато женские поединки не обошла вниманием живопись: так, картина Хосе де Риберы «Женская дуэль» (1636), выставленная в мадридском музее Прадо, изображает вполне реальный поединок, произошедший в 1552 году в Неаполе. Две знатные горожанки — Изабелла де Карацци и Диамбра де Поттинелла — в присутствии десятков зрителей и испанского наместника сразились за любовь некого Фабио де Зересолы.

Хосе де Риберы «Женская дуэль»

 

Вообще-то они были хорошими приятельницами — до тех пор, пока не влюбились в одного и того же мужчину. Красавчик Фабио де Зересола муками выбора не терзался и встречался с обеими сеньоритами, о чем они понятия не имели, пока не столкнулись все втроем на светском мероприятии. Не сумев поделить Фабио на словах, бывшие подруги договорились встретиться шесть дней спустя и по всем правилам сразиться на мечах и копьях.

Посмотреть на дуэль собрался весь Неаполь, включая испанского наместника.

Посмотреть на дуэль собрался весь Неаполь, включая испанского наместника. Соперницы, разодетые со всей возможной элегантностью (одна — в небесно-голубом, другая — в зеленом), прибыли на место встречи верхом и по сигналу рожка взялись за копья, а позже перешли на мечи. После долгого боя, в ходе которого участницы, к счастью, остались живы и относительно здоровы, победительницей была признана Диамбра. Неизвестно, достался ли ей в качестве главного приза ветреный Фабио, но о дуэли вся Европа говорила еще долго. А сто лет спустя художник Хосе де Рибера изобразил эту сцену, стилизовав ее, правда, под эпизод из истории Древнего Рима.

Дуэль по-английски

Восхитительную историю опубликовал в 1792 году один из лондонских журналов. Две английские дамы, леди Альмерия Брэддок и миссис Элфинстоун, наслаждались файф-о-клоком и чинной беседой, пока одна не заметила с невинным видом: «Вы были очень красивой женщиной!» — «Что значит „были“»?» — обиделась другая. «Нет-нет, у вас и сейчас очень достойное лицо, несмотря на следы увядания. Но 40 лет назад мужчины, наверное, не могли оторвать от вас глаз!» — «40 лет назад?! Да вы с ума сошли! Меня и 30 лет назад еще на свете не было!» — «О, тогда Артур Коллинз, автор „Книги пэров“, опубликовал вопиющую клевету в адрес вашей светлости! Он пишет, что вы родились в 1732-м».

Леди Альмерия Брэддок против миссис Элфинстоун. Фото: wikimedia.org

После такого обмена любезностями дамам ничего не оставалось, кроме как встретиться в Гайд-парке и сразиться сначала на пистолетах, а потом на шпагах. Победила леди Альмерия, ранив соперницу в руку, а миссис Элфинстоун пришлось написать ее светлости письмо с извинениями.

Бой за герцога Ришелье

Одна из первых женских дуэлей на пистолетах произошла в 1719 году во Франции между двумя знатными дамами, не поделившими Луи Франсуа Армана дю Плесси, герцога Ришелье и правнучатого племянника «того самого» кардинала, известного по романам Дюма. Герцог имел прочную репутацию покорителя женских сердец: достаточно сказать, что его собственный отец настолько устал от скандальных похождений наследника, что лично распорядился заключить его в Бастилию в невероятном 15-летнем возрасте. Впоследствии ходили упорные слухи, что автор «Опасных связей» Шодерло де Лакло писал своего Вальмона именно с него.

Гравюра Франсуа Шово (1613–1676). Изображение: Josse / Leemage / AFP / East News

Так или иначе, когда герцог оставил графиню де Полиньяк ради новой пассии, маркизы де Несль, первая чуть с ума не сошла от ревности и немедленно отправила сопернице письмо с официальным вызовом. Встретившись в Булонском лесу, дамы взялись за пистолеты, и графиня неопасно ранила обидчицу в плечо. Результатами дуэли обе были поначалу довольны: одна чувствовала себя отмщенной, другая считала, что теперь, когда она пострадала за любовь, Ришелье останется с ней навсегда. Бедные дуэлянтки не знали, что, пока они выясняли отношения, герцог переключился на новую пассию.

Бурная юность императрицы

Принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, будущая императрица Екатерина II, в детстве предпочитала играть с мальчишками и потому к 14 годам неплохо владела шпагой. Именно столько ей было в 1743 году, когда она затеяла дуэль со своей кузиной, 17-летней принцессой Кристиной-Анной (к счастью, обе участницы остались целы). Причину ссоры история не сохранила, но известно, что, уже став российской императрицей, Екатерина сохранила довольно лояльное отношение к дуэлям (в отличие, скажем, от Петра I, который всеми силами пытался искоренить эту традицию). Она, конечно, издала в 1787 году «Манифест о поединках», в котором обещала суровые кары всем организаторам и участникам дуэлей, но во время ее правления эти санкции оставались на бумаге. Более того, поговаривали, что императрица и сама в качестве секундантки участвовала в нескольких придворных поединках. Правда, настаивала, чтобы они проходили «до первой крови», без серьезных увечий.

Поговаривали, что императрица и сама в качестве секундантки участвовала в нескольких придворных поединках.

Женская дуэль в России. Обложка La Tribuna Illustrata, 1903 год. Изображение: Bianchetti Stefano / Leemage / AFP / East News

Русская дуэль, бессмысленная и беспощадная

Самый кровавый случай женской дуэли зафиксирован в 1829 году в Орловской губернии. Две помещицы, Ольга Заварова и Екатерина Полесова, конфликтовали несколько лет, пока не решили наконец выяснить отношения раз и навсегда. В назначенное время они сошлись в березовой роще, вооруженные кавалерийскими саблями своих мужей, и буквально изрубили друг друга в куски: одна скончалась на месте от ранения в голову, другая спустя сутки умерла от ранения в живот. При побоище присутствовали 14-летние дочери обеих помещиц и их гувернантки, выступавшие в роли секунданток.

При побоище присутствовали 14-летние дочери обеих помещиц и их гувернантки, выступавшие в роли секунданток.

Женская дуэль на саблях. Изображение: AFP / East News

История на этом не закончилась, а переросла в кровавую вендетту: через пять лет дочери погибших сошлись в той же роще и с теми же секундантками. Короткая схватка на шпагах закончилась победой Александры Заваровой: Анна Полесова была убита на месте.

Дуэль из-за разногласий научных…

Забавная и, к счастью, почти бескровная дуэль произошла в Бельгии в 1886 году между француженкой Мари-Роуз Асти де Вальсэр и американкой по фамилии Шелби.

Мадам де Вальсэр была известным врачом и убежденной суфражисткой, требовавшей для женщин права голоса и равной оплаты труда. А еще отлично держала в руках шпагу и даже основала женский клуб фехтования: она уверяла, что этот вид спорта крайне полезен женщинам, в особенности кормящим мамам. Мисс Шелби тоже была врачом, и как-то раз дамы затеяли спор о том, чьи медицинские наработки прогрессивнее – французские или американские. В запале мисс Шелби назвала коллегу идиоткой, в ответ на что француженка хлестнула обидчицу по щеке перчаткой — классическое приглашение к дуэли. Соперницы сошлись не где-нибудь, а на поле Ватерлоо. Более опытная в фехтовании де Вальсэр слегка оцарапала шпагой руку мисс Шелби и была объявлена победительницей. На этом конфликт был исчерпан, и впоследствии француженка даже отзывалась о мисс Шелби весьма лестно.

Женская дуэль. Жанровая сцена, 1900 год. Фото: LL / Roger-Viollet / Roger-Viollet / AFP / East News

Интересно, что месяц спустя де Вальсэр попыталась вызвать на поединок соосновательницу Армии спасения Кэтрин Буз, написав ей, что если та «не заберет свои пагубные доктрины обратно в свою Англию, она будет вынуждена требовать удовлетворения с оружием в руках». Но миссис Бут, убежденная пацифистка 57 лет, на провокацию не поддалась.

…и эстетических

Впрочем, возраст не всегда становился помехой для дуэлей. Пример тому — попавший в газеты конфликт между двумя светскими львицами Викторианской эпохи. Княгиня Паулина Клементина фон Меттерних, законодательница мод при дворах Наполеона III и Франца-Иосифа, в 1892 году была избрана почетным президентом Венской музыкально-театральной выставки. В процессе подготовки мероприятия у нее возникли непреодолимые разногласия с председательницей Дамского комитета графиней Килманнсегг — причиной стали разные подходы к цветочному оформлению выставки. Спор о прекрасном закончился тем, что княгиня, на тот момент уже 56-летняя, вызвала оппонентку на дуэль.

Женская дуэль во Франции. Изображение: wikimedia.orgПришлось почтенным матронам сражаться на шпагах топлес.

Соперницы вместе с не менее знатными секундантками встретились в Вадуце, столице княжества Лихтенштейн. Специально приглашенный врач, баронесса Любинская, высказала опасение, что даже легкие царапины при соприкосновении с не слишком стерильной одеждой смогут привести к заражению, поэтому потребовала, чтобы обе знатные дамы… разделись до пояса. Пришлось почтенным матронам сражаться на шпагах топлес.

Деловой подход

Мода на женские дуэли докатилась и до Нового Света. «На прошлой неделе, — писала в 1817 году одна из газет штата Джорджия, — вопрос чести разрешился между двумя молодыми леди: Джейн Уэйл и Синди Дайер. Их объект присутствовал в качестве судьи. Ему пришлось своими глазами увидеть, как одна из его поклонниц, серьезно раненная соперницей, упала». Далее газета сообщала, что «все было обставлено с соблюдением правил, и победительница вышла замуж за арбитра, как и было предусмотрено условиями дуэли». Такая вот американская практичность.

«Все было обставлено с соблюдением правил, и победительница вышла замуж за арбитра, как и было предусмотрено условиями дуэли».

Женщины дерутся у кафе, к изумлению толпы. Иллюстрация из Le Petit Journal, 1903 год. Фото: Josse / Leemage / AFP / East News

Дуэль с поножовщиной

Об аналогичном случае сообщает газета «Камско-волжская речь» за 1912 год. «Две фабричные девушки — Мария Чунилкова и Екатерина Зубенко, проживающие в Одессе с малых лет, были подругами. Они всегда были вместе — одна без другой никуда не ходила. Но вот появился некий Валентин С., и бывшие неразлучные подружки сделались лютыми врагами. Каждая из них старалась завладеть Валентином. Молодому же человеку девушки нравились в одинаковой мере. Ревность подруг с каждым днем усиливалась, и кончилось дело тем, что однажды Мария сказала подруге: „Знаешь, я вызываю тебя на дуэль! Кто кого победит, тот явится женою Вали! Согласна?“ Та согласилась».

Женщина смертельно ранена из револьвера на дуэли в Австрии, 1907 год. Гравюра из Le Petit Parisien от 17 ноября 1907 года. Изображение: Lee / Leemage / AFP / East News

Фабричные девушки фехтовать не умели, а пистолетов у них не было, так что дуэль происходила на ножах. Закончился поединок трагически: когда одна из девушек уронила нож, другая бросилась на нее и нанесла множество ран. «В квартиру Зубенко сбежались соседи, — рассказывает хроникер. — Умирающую девушку увезли в больницу, а Чунилкову — в участок. „Теперь он мой!“ — не переставала повторять убийца, сама близкая к помешательству».

«„Теперь он мой!“ — не переставала повторять убийца, сама близкая к помешательству».

Многостраничные дуэльные кодексы, регламентирующие каждую деталь мужских дуэлей, конечно, обходили женские поединки стороной: для дуэльной этики последних вообще не существовало. Именно поэтому многие дуэли между женщинами отличались особой жестокостью: соперниц в их ярости и страсти никакие правила не останавливали. Можно только порадоваться, что в наши времена дуэли окончательно вышли из моды — или, по крайней мере, перешли в виртуальное пространство.

 

Источник

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.