Автобусы на шасси Volvo. Разнообразие кузовов. Мировая антология



В изгoтoвлeнии aвтoбусoв зaдeйствoвaны двa рaзныx типa прoизвoдств — aвтoмoбильнo-aгрeгaтнoe и кузoвнoe. Шaсси удобно делать на автозаводе, а кузов — в специализированном цеху. Крупные автопроизводители имеют у себя и то, и другое. Но особенности рынков разных стран настолько разнообразны, что на одном предприятии просто невозможно освоить сотни типов кузов. Потому существует "разделение труда".

Практически все крупные концерны не только делают автобусы сами, но и поставляют свои шасси многочисленным кузовным фирмам разных стран. В свою очередь эти небольшие (или вполне себе большие) ателье строят кузова с учетом национальных требований, стандартов, традиций, потребностей. В итоге на одном и том же шасси могут существовать совершенно разные по внешнему виду автобусы.

———————-<cut>———————-

Одним из крупнейших мировых производителей автобусных шасси является Volvo. Шведы изготавливают и собственные кузова, но подлинное разнообразие автобусам, несущим на себе "айронмарк", дает творчество кузовных фирм. Это сотни моделей, работающие на всех континентах. Слегка приоткроем завесу этого культурного явления в исторической ретроспективе.

Самый первый автобус марки Volvo был построен на 28–сильном шасси грузовика LV45 в 1928 году. Уже тогда этим занимались кузовные ателье, в данном случае шведское Arvika. Он любовно восстановлен, и находится в музее фирмы в Гетеборге.



Смешная по нынешним временам пассажировместимость пригородного сообщения составляла 16 человек. Зато какой роскошный салон – даже с занавесками. И никаких антивандальных пластиковых сидений!



К 1951 году на Volvo уже сложилась привычная автобусная программа: специальные шасси (1934 г.), бескапотная компоновка (1936), дизельные двигатели (1945).



К середине прошлого века Volvo становится одним из важнейших игроков автобусного рынка. Эпохальным стало появившееся в 1965 году шасси B58. На него устанавливали кузова городских, междугородних и туристических машин сотни ателье по всему миру. На фото – революционный «турист» модели Urko от авторитетнейшей марки Irizar.



Еще больший успех ожидал шасси В10М (1979 г.), в бесчисленных вариантах по длине и кузовам, вместимостью от 60 до 120 человек. Его поставляли в сотни стран, включая США и даже Японию. Партию таких сочлененников построила японская Fuji Heavy Industries в 1982 году. Часть из них позже попала аж в Австралию. В саму Японию поставок автобусов больше не было, потому что их там выпускает местный Nissan-Diesel, входящий в концерн.



Продолжались и эксперименты. Необычный автобус – с полунесущим кузовом на специальном шасси с двигателем в базе (С10М) производила маленькая швейцарская фирмочка Ramseier & Jenzer с 1984 по 1987 год. Интересно, что большая часть машин поставлялась в США.



Кстати, о США и соседях. Для экспансии на рынки Северной Америки Volvo выкупает местные марки – «городскую» Nova и «междугороднюю» Prevost. Последнему принадлежит рекорд постройки крупнейшего в мире пятиосного сочлененного 80-местного «хайдекера» Н5-60.



Не забывали и о рынках стран развивающихся. В Китае автобусы Volvo появились еще в начале 80-х годов. Это были туристические машины с кузовами финского ателье Ajokki, позже вошедшего в концерн. Теперь они выпускаются на месте, местной фирмой Xi'an Silver Bus.



В 1983 году появляется длиннейшее в мире шасси городского автобуса, 24-метровое трехзвенное B10M-65B. Оно было создано для бразильского города Куритиба, где на улицы впервые вышли такие автобусы-«биартикуладо». Кузов поставляло местное ателье Marcopolo, сейчас – мировой лидер в подобных машинах.



Другое давнишнее направление – английские автобусы, знаменитые «даблдекеры». Первое специальное шасси для них, Volvo В55, выпускалось еще с 1974 года в Шотландии, дочерней фирмой AILSA. С тех пор они занимают важную часть в программе городских автобусов Великобритании. Но самые большие автобусы такого типа встречаются не там, а в Гонконге. Удлиненное до 12 метров 3-осное низкопольное шасси с 285-сильным двигателем носит собственное имя Volvo Super Olympian. Кузова для него производят два английских ателье, Wright (модель Explorer), и Alexander Dennis (Enviro 500).



Совсем необычный тип машин, встречающийся в Северной Европе, имеет собственное название, Bruck (bus+truck). Их производит лишь несколько местных фирм, зачастую на шасси Volvo. Этот 15-метровый грузо-бус Star-502 на шасси 9700 построен финской фирмой Carrus, тоже принадлежавшей Volvo.



Самых больших на сегодня четырехосных автобусов-одиночек больше не встретить ни в Европе, ни в Америке. Точнее, в Америке Северной. А вот в Южной они продолжают набирать популярность. На сегодня их производят три бразильских ателье: Marcopolo, Busscar и Comil, и перуанская Modasa. Все они используются, как междугородние «vip»-лайнеры: с буфетом, баром и прочими удобствами. Базируются они на специальных шасси 8х2, в том числе Volvo B420R, с «интеллектуальной» коробкой I-shift. Это – «высокопалубная» 48-местная версия автобуса Comil Campione HD.



Еще одно направление, появившееся в последнее время – экскурсионные автобусы. Они все чаще встречаются на улицах больших городов, обычно в двухэтажных открытых версиях – так удобней фотографировать достопримечательности. Северная столица России закупила большую партию таких машин Unvi Urbis на шасси Volvo B9TL с удлиненной базой.



Этот ничем вроде непримечательный туристический автобус на шасси B12 6х2 работает в Израиле. Изготовлен он старейшим местным ателье Mercavim. И не зря модель называется Mars – машина бронирована. Больше нигде в мире не встретить подобных автобусов.



Volvo остается в числе производителей трехзвенных шасси для систем скоростного транспорта (BRT) в Южной Америке. Такая гусеница Neobus Mega-BRT перевозит до 270 пассажиров зараз. Специальное шасси 8х2 для 28-метрового автобуса называется В12М-340.



Но трехзвенные городские «супергармошки» теперь есть и в Европе. На шасси Volvo их делают как сторонние фирмы, наподобие именитого Van Hool, так и сам концерн. Этот автобус 9900 работает в «родном» Гетеборге.



Разумеется, Volvo buses идет в ногу со временем. Все городские шасси нынче низкопольные, и с автоматическими коробками передач. Новейшие технологии используются и в двигателях – они есть в газовых, электрических и гибридных версиях. Именно «гибридное» шасси B5LHC было выбрано для новейшего поколения знаменитых лондонских даблдекеров Wright NB4L (New Bus For London).



Мы рассмотрели далеко не всех автобусно-кузовных партнеров Volvo. И, тем более, в обзоре представлены далеко не все модели. Но Масштаб явления говорит сам за себя.

Макс ЧЕРНЯВСКИЙ, mpark.pro

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.