Авангард, иконы 60-х, Стерджес: 12 знаковых выставок Центра братьев Люмьер

bb82179824458725263ffbb7cd7f11ee

Гaлeрee имeни брaтьeв Люмьeр испoлнилoсь 15 лeт. Ee дирeктoр Нaтaлья Григoрьeвa рaсскaзaлa o тoм, кaк всe нaчинaлoсь: o мaлeнькoй гaлeрee в ЦДX, знaкoмствe с вeликими фoтoгрaфaми и, нaкoнeц, пeрeeздe на «Красный Октябрь» — где она основала фактически музей фотографии.

Наталья Григорьева — основатель и   куратор Галереи имени братьев Люмьер

—   В   прошлом году в   одном из   интервью вы   сказали: чтобы сделать фотовыставку из   300 работ, нужно отсканировать 10   000 негативов, отсмотреть их, напечатать 2000, 1500 из   них выбросить   — и   только 500 оставить. В   наше цифровое время такой подход кажется безумием.

—   Почему безумие? Каждый отпечаток   — произведение искусства, поэтому нужно понять, как его напечатать и   скадрировать. А   еще лучше   — найти авторский отпечаток и   понять, как его кадрировал и   ретушировал автор. Часто винтажную работу автора советского периода нужно искать в   частных коллекциях или западных музеях. Ретроспективную выставку Якова Халипа, которая открывается у   нас в   Центре фотографии на   этой неделе, я   делала десять   лет. Обычная выставка советской фотографии   — это примерно полтора года серьезной работы куратора, сканировщика, печатника.

—   Свиблова за   20 лет существования МАММ расширила поле его интересов от   фотографии до   мультимедиа, стала работать с   более широким разбросом жанров, отвечая в   том числе и   на   запросы времени. Ни   для кого не   секрет, что фотография сейчас в   упадке. Почему вы   не   последовали ее   примеру?

—   Я   считаю, что не   сделала и   половину того, что должна нашей фотографии XX   века. Ольга Львовна использует рычаги маркетинга, а   я   влюблена в   фотографию точно так   же, как в   своих детей. Когда по   два с   половиной года работаешь с   фотографами, разбирая архивы, то   входишь с   ними в   человеческие отношения… Я   могу делать модные проекты, чтобы вы   чаще приходили брать у   меня интервью,   — но   у   меня есть долг перед советскими фотографами и   их   наследниками. Честно говоря, мне просто неинтересно все время развлекать посетителей сладкими и   легкими темами. Есть выставки, которые работают на   образование моего посетителя, а   есть те, что образовывают меня. Даже если посетитель к   ним и   не   готов, их   нужно делать, пока архив жив и   жив автор, а   не   откладывать на   лучшие времена.

—   Вы   как-то отделяете идеологию от   фотографий? Потому что, рассматривая радостные снимки 30-х годов, трудно оставить за   скобками исторический контекст. И, кажется, сейчас этот вопрос становится все острее   — с   тех пор как у   нас в   Историческом музее повесили Герасимова, а   в   Третьяковке стали показывать Коржева.

—   У   каждого музея свои задачи. Моя   — помочь разобраться в   советском фотоискусстве, где многое утеряно, неправильно атрибутировано или забыто. Я   не   исторический музей и   не   политолог: мне важна фотография, а   какой материал к   ней писался в   ТАСС, когда ее   использовали в   качестве иллюстрации,   — это не   важно. Кабаков говорил, что история берет с   собой не   всех, и   за   сто лет работы многих фотографов тоже отсеялись. Мне интересны все советские периоды: каждое время оставило свои снимки, на   основе которых мы   пишем историю фотографии. Не   историю России в   фотографиях, как это делает один известный музей. Чтобы создавать историю России, у   меня нет ни   образования, ни   желания.

Могу рассказать одну историю. У   нас была серьезная дружба с   Антанасом Суткусом (основатель Литовской школы фотографии. —   Прим. ред.), и   когда он   из-за некоторых политических моментов не   хотел выставляться в   Москве, я   сказала строго, что он   будет выставляться не   в   Москве   — а   у   меня. И   тогда он   согласился.

«Светотени авангарда». Из   серии выставок «Подлинники»

Конструктор. Фотомонтаж. 1924   г.© Эль Лисицкий

Все начиналось с   темы, которая лежала на   поверхности и   которой мы   все гордимся,   — авангард. Это был 2001 год, и   у   нас в   галерее (в   ЦДХ на   Крымском Валу. —   Прим. ред.) уже была минимальная коллекция из   работ 20–50-х. Когда мы   начали с   ними работать, то   поняли, что никто о   них ничего толком не   знает. Это несмотря на   то, что какие-то институции на   тот момент уже занимались советской и   российской фотографией. Люди рассматривали работы на   стенах и   говорили, что у   их   дедушки висело что-то подобное. Имен не   знал никто   — за   последние 15 лет ситуация глобально, к   сожалению, не   сильно продвинулась, запомнили фамилию Родченко и   продолжаем думать, что никого кроме у   нас и   нет. Как   бы то   ни   было, одна из   первых выставок в   галерее у   нас называлась «Светотени авангарда»   — и   сейчас даже удивительно думать, что в   таком маленьком пространстве ЦДХ когда-то висел этот уникальный материал. Лисицкий, Клуцис, Зимин   — те   экспериментаторы, которые повлияли на   всех художников и   дизайнеров в   дальнейшем.

Выставка Бориса Игнатовича «Неизвестные шедевры. Классика фотоискусства»

Атланты. У   входа в   Эрмитаж. 1931   г.© Борис Игнатович

В   XX   веке были художники, которые находились на   правильном месте   — работали с   властью и   выполняли заказ. Они стали своеобразным брендом   — поэтому мы   часто встречаем их   имена, когда работаем с   архивами. А   были люди, которые работали рядом, но   с   точки зрения искусства были не   хуже. Для меня таким фотографом оказался Борис Игнатович. Его выставка стала для скромной галереи в   ЦДХ знаковой: супруга Бориса Всеволодовича Игнатовича тогда была жива, она вела фонд его фотографий и   предоставила нам негативы. После того показа перед нами открылись многие двери: репутация супруги Игнатовича в   мире фотографии была безупречна, и   наследники великих советских фотографов стали нам доверять.

Фотопроект «Военное дело» (работы Я.Халипа, Э.Евзерихина, Р.Диамента)

Главный калибр. 1944   г.© Роберт Диамент

Следующий поворотный момент   — это Халип, которого мы   снова будем сейчас открывать (уже музейной ретроспективой в   Центре фотографии на   «Красном Октябре». —   Прим. ред.). Работать с   его фондом было невероятно сложно. И   вот почему: если в   Америке первая фотографическая галерея была открыта в   1905 году, то   у   нас только 100 лет спустя. Выставки фотографии проходили, но   это случалось не   часто. Поэтому музейной фотографии в   принципе не   существовало   — до   1996 года, когда открылся Музей фотографии, винтажные снимки либо сносили на   помойку наследники, либо скупали западные коллекционеры. И   вот сейчас для ретроспективы Халипа мы   купили почти сто отпечатков из   частной коллекции.

Выставка Льва Бородулина, посвященная 80-летию автора. Из   серии выставок «Подлинники»

Парад. 1956© Лев Бородулин

В   жанре спортивной фотографии Лев Бородулин   — лучший автор советского периода. Здесь нам очень повезло   — он   не   просто фотограф, но   еще и   коллекционер, и   от   этого прекрасно понимает ценность своих отпечатков. Мы   показали его в   2003 году   — в   первую очередь самые знаменитые работы. Потом его выставки делали и   другие.

Выставка Эммануила Евзерихина «Время парадов»

Девушка с   веслом. 1930-е© Эммануил Евзерихин

В   непростые 1930-е Евзерихину удалось показать жизнь человека как личности, пока остальные послушно снимали групповые портреты ударников труда. У   его архива непростая судьба   — с   галерейной точки зрения интерес потерян, потому что его очень сильно тиражировали. Ценность отпечатков исчезла, но   с   точки зрения вклада в   фотографию его трудно переоценить. В   прошлом году Центр фотографии показывал его выставку «Последняя смена».

«William Klein. In   Fashion. Фотографии 1956–1965 годов»

Simone Daillencourt, Nina Devos dressing Capucci (Piazza di   Spagna   — Roma). 1960© William Klein

В   2005 году мы   начали заключать договоры с   западными авторами. Это решение было рискованным: цены на   известную западную фотографию, конечно, значительно выше, чем на   снимки советского периода в   современных отпечатках. Но   наши коллекционеры хотели видеть больше   — и   иметь возможность купить западную фотографию. Уличная съемка Уилльяма Кляйна мне всегда нравилась, поэтому мы   устроили его первую галерейную выставку в   России. А   потом, когда мы   уже перебрались на   «Красный Октябрь» в   2010 году, то   говорить о   советской фотографии без контекста западной было уже просто невозможно. Мы   стали музеем, и   к   нам теперь приходили не   только коллекционеры, но   и   простые посетители   — и   ждали более широкого и   серьезного рассказа.

Юбилейная выставка Наума Грановского «Город солнца»

Улица Горького. Солнечный переход. 1950-е© Наум Грановский

Галерея в   ЦДХ открыла заново много прекрасных имен. Мы   начали работать с   наследием Наума Грановского, одного из   моих самых любимых авторов, посвятивших свою жизнь Москве. Мы   сделали несколько выставок, издали его монографию и   до   сих пор дружим с   его семьей. Для галереи это самый успешный автор, его тиражные работы практически все раскуплены.

Персональная выставка Александра Устинова «Полет»

Экипаж самолета »Родина». Слева-направо Марина Раскова, Полина Осипенко, Валентина Гризодубова. 1938© Александр Устинов

Это уже военная и   послевоенная фотография без заигрываний с   эстетикой авангарда. Тот самый период, который понемногу начинает переходить в   клубные движения 60-х,   — отдельная и   удивительно интересная тема.

«Антология русской фотографии ХХ   века. Фото 1960–1970-х»

Не   мое собачье дело. 1965© Владимир Богданов

В   2008 году для меня случился еще один переломный момент. Мы   были хорошо знакомы с   женой Николая Драчинского, который делал в   свое время в   Манеже выставку «CCCР. Страна и   люди в   художественных фотографиях». Алла Викторовна, его жена, приходила к   нам в   ЦДХ и   говорила, что 20-е, 30-е   — это здорово, но   как быть с   60-ми? Все просто забыли об   этой эпохе фотографии. А   это   же уникальный пласт нашей истории: начало клубного движения в   стране, появление фотосоюзов. И   вот мы   нашли всех авторов той самой выставки Драчинского, стали отсматривать фонды. Мы   разбирали негативные фонды два с   лишним года: в   галерее тогда было три сотрудника, а   авторов той выставки   — сотня.

На   открытие тогда приехали все: литовцы, латыши, вся страна. И   в   основном это были люди под семьдесят, все в   черных пиджаках. Помню, как выглянула из   галереи и   увидела плотную черную толпу людей. Тогда мне даже показалось, что я   попала на   встречу выпускников,   — они не   виделись по   20–30 лет и   не   могли наговориться, вспоминали тех фотографов, которых уже нет с   ними. Этот проект меня и   заставил думать об   открытии Центра фотографии. Мы   нашли столько ярких имен, которые должны были прозвучать заново. Никакая галерея эту миссию выполнить просто не   могла.

«Иконы 1960–1980-х»

Анатолий Папанов. 1960-e© Андрей Князев

В   2009-м накануне Нового года мы   приехали на   «Красный Октябрь»   — смотреть помещение под новый Центр фотографии, и   я   просто влюбилась в   это место. Окруженный водой остров в   центре мегаполиса   — здесь я   была готова работать днем и   ночью. Открываться мы   вполне амбициозно решили в   марте.

Проект «Иконы 1960–1980-х» стал выставкой, которая открыла центр в   2010 году. За   название меня многие обвиняли, но   что поделать   — для меня эти люди по-прежнему иконы. Когда мы   работали над антологией 60–70-х, то   среди знаменитых работ фотографов часто находили никому не   известные личные снимки великих людей того времени. Если фотограф снимал у   Райкина, то   он   к   нему обязательно ходил в   гости, пил чай, и   Райкин больше ни   с   кем не   хотел работать. И   так было практически со   всеми. В   негативном фонде мы   обнаружили удивительную атмосферу дружбы и   приятельства между фотографом и   иконой того времени, а   фактически всю неофициальную историю политики и   искусства   — знаменитых людей без пиджаков и   орденов. Я   решила, что открываться нужно этими фотографиями,   — и   удивительно, что пришло так много молодежи. Журналисты спрашивали у   них: вы   знаете, кто   это? А   они не   знали, но   им   ужасно нравилась атмосфера, и   они говорили, что хотели   бы там оказаться.

«Московские истории. ХХ   век. Часть I»

Фестиваль молодежи. 1957© Михаил Трахман

За   эти 6 лет центр сделал уже много проектов на   основе российских частных архивов и   своей собственной коллекции. После «Советского фотоискусства» самый посещаемый из   них, наверное,   — «Московские истории». Первую часть мы   открывали летом, и   тогда в   Москве не   было человека, который   бы на   нее не   пришел. Писали и   звонили все, кто раньше вообще не   ходил по   выставкам.

Все меняется, и   прошлой зимой на   Грановском почти не   было посетителей. А   о   выставке написали все журналисты, успех среди критиков был огромен. Трудно сказать, от   чего это зависит,   — в   стране что-то меняется, конкуренция растет, случаются очереди на   других художников. Можно сделать замечательный проект, и   никто на   него не   придет   — тогда пожалеешь только об   одном: что не   издал книгу. А   еще я   уже второй год не   могу себе простить, что не   сделала книгу к   проекту «Советское фото». Выставка получилась тогда по   всем критериям достойная, но   пока копили на   выставку, книгу уже упустили. Так что кризис   — он   и   в   музеях кризис.

«Без смущения»

Hanneke, Vierlingsbeek, The Netherlands, 1995© Jock Sturges

Это была акция   определенной группы граждан   — которые нашли актуальную для государства тему и   совершенно умышленно подобрали под нее художника,   — причем реакция совершенно чудовищная, с   угрозами в   адрес меня, моих детей, сотрудников и   самого музея. На   стенах музея одновременно висит более 300 экспонатов, работают 30 сотрудников, которые тоже начали получать угрозы. И   вот почему я   закрыла эту выставку: поступая не   только как куратор, но   и   владелец бизнеса, который несет ответственность за   него и   своих сотрудников.

Грустно, что произошедшее может уничтожить то   восприятие искусства, которое только начало складываться. До   2007 года у   нас не   было очередей в   музей. По   крайней мере я   бы не   хотела сравнивать очереди к   нам или на   «Винзавод» с   очередями на   Серова или Рафаэля. Последние   — это колоссальнейшие имена, и   каждый человек считает, что в   своей жизни должен посетить их   выставку.

Источник

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.