Министр сoциaльнoй пoлитики Укрaины Мaринa Лaзeбнaя рaсскaзaлa, как планируется вводить обязательные пенсионные накопления в Украине.
В Минсоцполитики предлагают использовать действующую инфраструктуру и уже апробированные механизмы контроля и воздержаться от создания дополнительных институтов за счет бюджетных средств, в частности:
ГНС по контролю уплаты взносов,
Госказначейства по приему, учету взносов от работодателей, клиринга, перечисление их части в ПФУ,
Пенсионный фонд по персонификации этих взносов по конкретным людям,
Накопительные пенсионные фонды и компании, осуществляющие их операционную деятельность — компании по управлению активами, администраторы, хранители по непосредственному пенсионного накопления управлению активами, администрирование, хранение активов.
Нельзя создавать "особых условий", монополий, вводить на старте неапробированных процессы. И для государственных, и для частных накопительных пенсионных фондов должны быть одинаковые "правила игры", условия создания, работы, технологии защиты пенсионных накоплений, государственного надзора за ними, инвестирование, учета и тому подобное.
На старте системы пропонуеься установить взносы на уровне 4% (2% работодатель + 2% работник). При этом, Премьер-министр выразил готовность одновременно соответственно уменьшить ЕСВ и НДФЛ, чтобы не увеличивать нагрузку на бизнес.
По расчетам Минсоцполитики старт системы с вкладами в размере 4% обеспечит выполнение минимальных обязательств Украины относительно пенсионного обеспечения согласно ратифицированной конвенции МОТ на уровне 40% при наличии предусмотренного законодательством Украины страхового стажа. При условии постепенного увеличения взносов до 7% коэффициент замещения приблизится к 50%.
Сейчас законопроект предусматривает всех наемных работников привлечь к системе, но в Министерстве предлагают:
1) позволить лицам, старше 50 лет, по собственному желанию отказаться от участия в обязательном пенсионном накоплении. С одной стороны, срок до выхода на пенсию у таких людей недостаточен для формирования значительной суммы накоплений. С другой стороны, отсутствие взносов в накопительную систему в пользу людей повысит их привлекательность на рынке труда, что будет способствовать трудоустройству людей предпенсионного возраста.
2) включить в круг участников второго уровня пенсионной системы:
лиц, ухаживающих за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и получают соответствующее денежное обеспечение;
лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком с инвалидностью, за лицом с инвалидностью I группы или за лицом, достигшим пенсионного возраста и по заключению учреждения здравоохранения нуждается в постоянном постороннем уходе и получают соответствующее денежное обеспечение;
Чтобы предотвратить обесценивание накоплений, предлагается работать над построением надежной системы. Сейчас у нас произошли изменения в государственном регулировании пенсионных накоплений, его с июля осуществляет Национальная комиссия по ценным бумагам и фонового рынка, которая должна построить прозрачный, конкурентный и надежный рынок поставщиков услуг. Также расти роль Национального банка Украины, как регулятора банковского и страхового сектора.
По защите активов, то в любых странах есть мошенники, в любых способах накопления на будущее есть риски. В накопительных системах стран, которые существуют уже несколько десятков лет, наработанная целый ряд предохранителей, которые встраиваются законодательством в самые механизмы работы пенсионных фондов. Если государство контролирует их соблюдение, система работает надежно.
Таких предохранителей уже в нашем действующем законодательстве о добровольном пенсионном накопления более 40.
Например, следующие механизмы:
Ежедневная отчетность и ее публичность. Накопительные фонды ежедневно обнародуют показатели своей деятельности, а человек может ежедневно контролировать изменение своих накоплений и в любой момент перевестись в другой фонд без штрафов, если ей что-не нравится.
Требования к профессионализму компаний, предоставляющих услуги. Есть целый ряд законодательных требований к персоналу, капитала, организации работы тех, кто предоставляет услуги на этом рынке, для работы обязательно нужна лицензия, нужно ежедневно выполнять лицензионные условия.
Отчетность по международным стандартам и обязательный аудит. Фонды отчитываются по международным стандартам финансовой отчетности и обязательно проходят ежегодный аудит, так же компании по управлению активами, хранители и администраторы пенсионных фондов.
Невозможность банкротства. Накопительный пенсионный фонд не может быть ликвидирован по законодательству о банкротстве.
Источник: Украина коммунальная