В Украине предложили по-новому просчитывать акцизы на сжиженный газ и бензин

Сooтвeтствующий зaкoнoпрoeкт №4098-3 зaрeгистрирoвaлa в Рaдe группa нaрдeпoв вo глaвe с Нинoй Южaнинoй, возглавлявшая налоговый комитет в парламенте прошлого созыва.

Документ идет как альтернативный зарегистрированному ранее законопроекту №4098, которым предлагается увеличить в 2,7 раза ставки акцизного налога на сжиженный газ (с 52 до 139,5 евро за 1000 литров) с одновременным уменьшением на 35% ставки акцизного налога на бензин (с 213,5 до 139,5 евро за 1000 литров).

Необходимость увеличения акцизов авторы "основного" проекта объясняют необходимостью ограничить потребление сжиженного газа в Украине, объемы которого за последние 7 лет выросли в 2 раза, а также стимулированием использования бензинов, объемы потребления которых уменьшились на 45%.

Альтернативный же законопроект "от Южаниной" предлагает:

  • установить соотношения ставок акцизного налога на сжиженный газ и бензин на уровне 25%;

  • внедрить механизм одновременного изменения ставок акцизного налога на сжиженный газ и бензин в соответствии с установленным 25% соотношением в случае неравномерного пересмотра ставок на сжиженный газ или на бензины;

  • сохранить в среднесрочной перспективе (в течение 2021-2023 гг.) действующих ставок акцизного налога на сжиженный газ и бензин;

  • постепенное ежегодное (с 2024 по 2031 гг.) увеличение ставок акцизного налога на сжиженный газ на 2 евро за 1000 литров в год (с 52 евро до 68 евро) и бензины – на 2,5 евро в 2024 году и на 8 евро за 1000 литров в год в 2025-2031 гг. (с 213,5 до 272) с сохранением установленного соотношения ставок акцизного налога на сжиженный газ и бензин на уровне 25%.

Что будет означать на практике

Мнения относительно данной инициативы у участников рынка разделились.

Одни говорят, что законопроектом предложен европейский подход к формированию ставок на топливо, и что ставка акцизного налога на сжиженный газ должна быть меньше в 4 раза от ставки акцизного налога на бензин.

Немаловажным аргументом выступает и то, что это поможет избежать резкого подорожания сжиженного газа, который так полюбился автомобилистам.

"В последнее время мы с вами наблюдаем манипуляцию некоторых СМИ и ассоциаций о необходимости повысить ставку акцизного налога с 52 евро в 139,5 евро, что повлечет подорожание автогаза на 3-4 грн за литр. Если это произойдет, то Украина будет первой страной в Европе, где ставка акцизного налога на сжиженный газ будет больше ставки бензина. В Европе ставки акцизного налога считаются не за 1000 литров, а с 1000 кг", – говорит директор компании "Укравтономгаз" Андрея Дорофеев.

 

Другие же говорят, что законопроект "лоббистский" и разработан в угоду "серому" рынку.

"Это, скорее всего, случай лоббистских действий в пользу "серых" игроков рынка, которые наживаются за счет "оптимизации" налогообложения – речь идет о "крышевании" нелегальных АГЗП. Иных причин, когда депутат такого уровня вносит инициативу в первую очередь во вред госбюджету, прикрываясь «благими намерениями» заботы об «обездоленных» потребителях – нет", – отметил в беседе с эксперт топливного рынка Леонид Косянчук.

Для "евроакцизов" пока не время

Сами заправщики считают, что данный законопроект приведет к еще большему увеличению потребления объемов сжиженного газа, чем еще больше усугубит ситуацию на топливном рынке.

"Законопроектом предлагается "заморозить" действующие ставки акцизного налога на сжиженный газ и бензин на 3 года, а с 2024г. по 2031 г. осуществлять мизерное увеличение акциза на сжиженный газ и существенное увеличение акцизной ставки на бензины", – рассказали в Нефтегазовой ассоциации Украины (НАУ).

 

Такой подход приведет к еще большей импортозависимости и еще большему дисбалансу структуры потребления моторных топлив в Украине, считают эксперты.

"Эти изменения никак не отразятся на ценах на заправках, но могут повлечь за собой потерю внутренних производителей и рабочих мест", – отметил нам Леонид Косянчук.

 

По его словам, средняя зарплата европейца более чем в 3 раза превышает декларируемую "среднюю зарплату" украинца. По факту же, разница еще куда более существенная. При этом следует учитывать, что месячные расходы среднего европейца на моторные топлива колеблется от 2% до 12%, а украинского автомобилиста, при том же месячном пробеге – от 40% до 65%.

"Даже не экономисту или депутату должно быть понятно, что апеллировать к европейским ставкам налогов будет уместно тогда, когда зарплаты украинцев будут соизмеримы хотя бы с зарплатой среднего поляка", – считает Леонид Косянчук.

Водители очень много ездят на газе

Заправщики настаивают, что нужно сбалансировать ставки акцизного налога на бензин и сжиженный газ (на СУГ – увеличить, на бензины – уменьшить) исходя из следующего:

  • низкая ставка акцизного налога на сжиженный газ позволяет формировать на такой вид топлива достаточно низкие розничные цены для потребителей по сравнению с розничными ценами на бензин и дизельное топливо;

  • в последние несколько лет неестественно изменилась пропорция потребления: резко увеличились объемы потребления сжиженного газа и, соответственно, уменьшились объемы потребления моторных бензинов;

  • объемы потребления бензинов в 2013 году составляли 4 млн т/год, в 2019 году – 1,9 млн т/год, а объемы потребления сжиженного газа в 2019-м уже на уровне 2 млн т/год;

  • По данным экспертов, Украина является лидером в мире по объемам потребления сжиженного газа. Это, в свою очередь, не способствует энергонезависимости Украины, поскольку 80% сжиженного газа к нам импортируется;

  • национальные производители имеют возможность наращивать объемы производства сжиженного газа даже в долгосрочной перспективе не более чем до 30% объемов потребления.

"Дорожное покрытие изнашивается от использования автомобильным транспортом, независимо от вида топлива, которым его заправляют. Соответственно, налоговая нагрузка в виде акцизного налога на топливо должна быть справедливо распределена между различными видами моторных топлив", – говорят в НАУ.

Отметим, что акцизный налог является косвенным налогом, который в цене топлива платят потребители. Акциз является источником наполнения Дорожного фонда, из которого финансируются строительство и ремонт дорог.

Помимо этого, в связи с тем, что до сих пор не утвержден Техрегламент, определяющий химический состав сжиженного автогаза и сжиженного газа для коммунально-бытовых нужд, а также в связи с отсутствием в стране органа исполнительной власти, осуществляющего эффективный контроль качества топлив, в стране продается сжиженный газ для коммунально-бытовых нужд.


Источник: Курс Украины

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.