Самый необычный летающий автомобиль: Terrafugia TF-X

ce60252370d1408e4160e03ad1319b51

Пoявлeниe лeтaющиx aвтoмoбилeй нe   прoстo вeрoятнo, oнo нeизбeжнo. Пoвeрить в   этo мoжнo, пeрeсчитaв кoличeствo кинoфильмoв, в   кoтoрыx машины летали по   воздуху (пальцев на   обеих руках для этого не   хватит), или посмотрев на   концепт Terrafugia TF-X.

«Некрасивые самолеты не   летают»   — эту фразу приписывают авиаконструктору Андрею Туполеву. А   вот про автомобили никто ничего подобного не   говорил. Поэтому неудивительно, что летающий автомобиль Transition, первенец массачусетской компании Terrafugia, в   воздухе выглядит как сносный гидросамолет и, соответственно, неплохо летает, но   на   дороге напоминает скорбный гибрид богомола с   пандой. Создатели Transition гордятся тем, что аппарат помещается на   стандартное парковочное место для легковушки. Правда, это справедливо только в   том случае, если вы   живете в   Америке и   под легковушкой подразумеваете шестиметровый пикап. Да   и   что это за   название такое неблагозвучное   — «Транзишн»?  

Ругать Transition можно сколько угодно. Согласно студенческому поверью, машине это даже на   пользу: в   настоящий момент она сдает очередную порцию затянувшихся сертификационных экзаменов, обрастая подушками безопасности и   прочим чуждым авиационному миру балластом. А   главное, ее   создатели все равно не   обидятся: ведь недавно они явили свету концепт TF-X, к   которому критика просто не   липнет. И   в   воздухе, и   на   земле машина выглядит как шикарный аппарат из   фантастического будущего. На   такой можно гоняться за   преступниками и   не   стыдно подкатить к   Большому театру в   смокинге и   бабочке.

Terrafugia TF-X воплощает наши самые смелые киношные мечты о   летающих машинах. И   речь идет вовсе не о   «Ситроене» Фантомаса и   даже не о   «Делореане» Дока из   фильма «Назад в   будущее». TF-X   — это скорее летающее такси из   «Пятого элемента». Разница лишь в   том, что Terrafugia   — это не   киностудия, а   классная конструкторская команда, опыта и   целеустремленности которой хватит на   то, чтобы воплотить мечту в   реальность.

На   дороге габариты Terrafugia TF-X сравнимы с   размерами крупной легковушки. Пропеллеры маскируются (и   защищаются от   грязи) крышками-обтекателями.

На   взлетепропеллеры раскрываются, их   тяга направляется строго вниз. Подъемная сила создается электромоторами общей мощностью в   один мегаватт (более 1300 л. с.).

На   крейсерской скоростинесущие винты складываются, электродвигатели выключаются, и   вся необходимая подъемная сила создается за   счет профиля крыла. Наклон крыла придает машине стабильность. На   малых и   средних скоростях подъемная сила создается винтами, что роднит TF-X с   конвертопланами.

 

Конвертобиль

Итак, вы   садитесь за   руль, пристегиваетесь и   вводите в   навигатор пункт назначения, некий адрес в   соседнем городе, после чего включаете левый поворотник и   выезжаете на   дорогу. Водитель впередиидущей машины видит в   зеркале обычный автомобиль. Трансформер в   TF-X проще всего распознать сзади по   внушительному толкающему винту-импеллеру, забранному в   аэродинамическое кольцо и   совмещенному с   рулями направления и   высоты. Эта конструкция навевает воспоминания об   американских седанах 1960-х   — тогда автомобили увешивали аэрокосмической атрибутикой просто для красоты.

Добравшись до   ближайшей вертолетной площадки, вы   оцениваете погодные условия и   даете аппарату разрешение на   взлет. Дальше он   все сделает сам: из   открывшихся по   бокам обтекателей покажутся электродвигатели со   сложенными пропеллерами, над корпусом расправится по-истребительному короткое крыло. Трансформация не   займет и   минуты времени.

Концепт взлетит вертикально, направив в   небо пропеллеры, как конвертоплан Osprey. Автопилот сам выведет машину на   нужный курс. Импеллер разгонит аппарат до   крейсерской скорости, пропеллеры плавно повернутся в   вертикальную плоскость, а   затем и   вовсе сложатся, целиком переложив обязанности по   созданию подъемной силы на   короткое крыло.

Посадку TF-X также совершает в   беспилотном режиме, а   затем практически мгновенно превращается в   обычный автомобиль. И   вот вы   уже едете по   указанному адресу и   паркуете трансформер на   самой обычной парковке.

Terrafugia TF-X задумана как гибридное транспортное средство. Прямой привод от   300-сильного бензинового двигателя имеет только импеллер. По   матушке-земле машину катают электрические мотор-колеса. Пропеллеры для взлета и   посадки имеют прямой привод от   электромоторов. Емкости, а   главное, пиковой отдачи батарей хватает, чтобы развить мегаватт (более 1300 л.с.) мощности на   взлете. Для экономии топлива батареи можно заряжать от   домашней электрической сети.

Крейсерская скорость четырехместного TF-X обещает превысить 320 км/ч, а   запас хода   — 800   км. Это больше, чем среднее расстояние между аэропортами в   большинстве регионов России или США.

  • Красивое лобби

Безукоризненную внешность и   звучные характеристики Terrafugia TF-X объяснить очень просто: это всего лишь концепт, отражающий видение, цели и   стремления компании. Однако TF-X   — это гораздо больше, чем эскиз. Конструкция аппарата именно в   том виде, в   каком он   представлен на   иллюстрациях, серьезно рассчитана и, по   заявлениям руководства Terrafugia, могла   бы быть доведена до   серийного производства за   восемь лет в   случае отсутствия бюрократических препон.

Наибольшие вопросы вызывает короткое крыло машины: его удлинение и   площадь намного меньше, чем у   соразмерных TF-X легких самолетов. Конструкторы объясняют это тем, что при движении в   широком диапазоне скоростей начиная с   нулевых подъемная сила будет создаваться пропеллерами. Крыло   же должно работать только на   крейсерских скоростях, достигающих 300 км/ч и   более, поэтому большая площадь ему ни   к   чему   — она лишь увеличила   бы аэродинамическое сопротивление.

Именно для проверки аэродинамической концепции специалисты Terrafugia построили модель TF-X в   уменьшенном масштабе. Ее   крыло не   так давно прошло статические прочностные испытания, и   в   ближайшее время модель ждут испытания в   аэродинамической трубе имени братьев Райт в   Массачусетском технологическом институте. До   тех пор она будет храниться в   престижном музее Ассоциации экспериментальной авиации в   Ошкоше.

И   все   же главная цель создания концепта   — не   технологичная, а   лоббистская. Расположившись на   пересечении двух миров, летающий автомобиль должен соответствовать правилам каждого из   них. Со   стороны автомобильного законодательства на   него давят требования, связанные с   безопасностью пассажиров и   пешеходов, а   также экологические нормы (в   которые, впрочем, хорошо вписывается гибрид). Со   стороны авиации тоже немало правил: попадание в   весовые категории, которым соответствуют пилотские лицензии, летные качества, такие как максимальные углы атаки крыла и   скорость сваливания.

Эти требования нередко противоречат друг другу. Вписаться и   в   автомобильные, и   в   авиационные нормы одновременно практически невозможно. Именно из-за этого серийный выпуск Transition откладывался не   менее пяти раз начиная с   2011 года, и   состоятельные энтузиасты до   сих пор ждут возможности заказать себе трансформер.

Разработчики Terrafugia видят выход из   ситуации в   том, чтобы убедить автомобильные и   авиационные власти: трансформеры   — это особый класс транспортных средств, для которых необходимы особые требования. Или хотя   бы дать некоторые поблажки, которых Terrafugia регулярно успешно добивается. К   примеру, Федеральное управление гражданской авиации США согласилось сертифицировать Transition со   скоростью сваливания в   100 км/ч вместо положенных 85 км/ч. А   Национальное управление безопасностью движения на   трассах разрешило использовать на   гибриде мотоциклетные шины вместо автомобильных, чтобы снизить вес.

Красивый во   всех смыслах концепт TF-X обещает помочь Terrafugia в   общении с   властями. Кстати, подавляющее большинство прошений о   «поблажках», которые разработчики направляли госорганам за   последние пять лет, были удовлетворены. Чиновники проявляют к   трансформерам редкую симпатию: видимо, им   самим не   терпится прокатиться.

  • Terrafugia TransitionДебютная модель летающего автомобиля Terrafugia совершила свой первый полет в   2009 году. С   тех пор аппарат пережил три модернизации и   основательно подготовился к   запуску в   серию. Однако выпуск первой коммерческой партии до   сих пор откладывается из-за сложностей с   сертификацией. В   настоящий момент запуск запланирован на   2017 год.

Неизбежное невероятное

Будут   ли летающие машины востребованы покупателями? Глава Terrafugia Карл Дитрих в   этом не   сомневается: «В   современном мире время приобретает такую ценность, что на   некоторых рынках (например, Сан-Паулу, Бразилия) вертолеты уже становятся столь   же обычным служебным транспортом для руководителей, как и   автомобили. Средняя скорость в   Пекине едва превышает 10 км/ч». Согласимся с   господином Дитрихом: вертолетное движение в   окрестностях Москвы становится все более интенсивным.

Как ни   парадоксально, беспилотные летательные аппараты, в   отличие от   набирающих обороты беспилотных автомобилей, не   требуют ни   новых технологий, ни   даже нового правового регулирования. Автопилоты чаще людей управляют пассажирскими лайнерами, в   том числе на   посадке. Такие   же системы для легких частных самолетов давно доступны на   рынке. Автомат едва   ли не   лучше пилота способен почувствовать ветер или турбулентность и   моментально скорректировать движение аппарата.

Наконец, обладать летательным аппаратом, равно как и   дорогим высокотехнологичным автомобилем,   — это модно. Поэтому рискнем дать прогноз: через 10−15 лет вы   вполне сможете встретить Terrafugia в   центре большого города, и, возможно, за   рулем будет сидеть человек, даже не   получивший летную лицензию.

Источник

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.