[Гoйя и Лусиeнтeс, Фрaнсискo дe — Гигaнтoмaния]
5 здaний, кoтoрыe прeдстaвляют интeрeс для любитeлeй истoрии нaуки и тexники — oт Шуховской башни до Живописного моста.
Шуховская башня
© Ivtorov / commons.wikimedia.org
Когда речь заходит об уникальных инженерных сооружениях Москвы, большинство в первую очередь вспоминает башню на Шаболовке, построенную Владимиром Шуховым. Недавно город чуть было ее не лишился — в 2014 году ее планировалось демонтировать. Но усилиями общественности знаковое сооружение, признанное объектом Всемирного наследия, удалось отстоять, и вместо демонтажа началась ее реконструкция.
Башня уникальна своей гиперболоидной сетчатой конструкцией, которую изобрел Шухов, — его ажурные металлические сооружения стали появляться в России еще в конце XIX века. Одна из главных угроз для любой башни — ветер, и в этом смысле металлическая сетка стала превосходным решением: ее сопротивление ветру гораздо ниже, чем у сплошной стены. При этом на каждый квадратный метр сооружения ушло в три раза меньше металла, чем при возведении Эйфелевой башни. Проект разрабатывался в 1919 году во время Гражданской войны, и металл был в дефиците. Строительство началось в 1920 году, а завершилось в 1922 году. Сначала это была радиобашня, а в марте 1939 года отсюда стали выходить первые в СССР регулярные телевизионные передачи.
В 1941 году башня прошла серьезную проверку на прочность — пролетающий мимо самолет задел протянутый под углом от вершины башни до земли трос, оставшийся после строительства. Из земли вырвало лебедку, на которую был намотан трос, башня получила сильный удар, но при этом выдержала испытание и даже не требовала ремонта.
Изобретенный Шуховым принцип сетчатых гиперболоидных сооружений используется до сих пор, причем не только в России — здания с их использованием строили в Чехословакии, Японии, Швейцарии и других странах, гиперболоидные элементы также предлагалось использовать при проектировке небоскребов в Москва-Сити.
Лужнецкий мост
© Stolbovsky / commons.wikimedia.org
Выходя из вагона на станции метро «Воробьевы горы», пассажир оказывается на платформе, которая расположена над водой. «Воробьевы горы» стали первой в мире станцией метрополитена, которая находится на мосту через реку, — правда, раньше она, как и расположенный на одном из берегов район Москвы, называлась «Ленинские горы». Это сооружение также было первым в Москве двухъярусным метромостом — метромост совместили с автомобильным. Обычно для таких строений используют сталь, но в целях экономии было принято решение заменить сталь на железобетон. Это и стало началом конца довольно необычного и передового по тем временам инженерного сооружения.
Дело в том, что мост-станцию начали строить накануне Московского фестиваля молодежи и студентов, который проходил в столице СССР в 1957 году. Планировалось завершить объект к старту фестиваля, но времени не хватило — мост был готов в 1958 году, а станция открылась в 1959-м. Спешка сыграла злую шутку: работы велись даже зимой, и, чтобы бетон не застывал на морозе, в него добавляли разные присадки, и в первую очередь обычную поваренную соль. Это ухудшило качество бетона, который вскоре начал крошиться и рассыпаться. В итоге и станция, и мост держались, что называется, на честном слове — более или менее сильный ливень затапливал пути и вестибюль, металлические конструкции ржавели, а бетонные грозили рассыпаться. Соль ускоряла как тот, так и другой процесс. Уже в 1960 году на станции обрушился карниз — по счастливой случайности, обошлось без жертв. В бетоне появились огромные трещины, и, чтобы не дошло до беды, в 1983 году станцию закрыли на капремонт. И если во время строительства устанавливались рекорды скорости, то реконструкция превратилась в рекордный долгострой — «Ленинские горы», переименованные в «Воробьевы горы», начали вновь принимать пассажиров лишь в 2002 году.
Дом на набережной
© A.Savin / commons.wikimedia.org
Всю первую половину XX века этот печально известный Дом правительства, который находится на улице, сегодня носящей имя Серафимовича, оставался самым высоким зданием Москвы (он уступил этот статус высотке на Котельнической набережной в 1952-м) и самым большим по площади зданием Европы. Здание строилось с 1928 по 1931 год по проекту архитектора Бориса Иофана. Предполагалось, что «серый дом», как его называют, будет розовым, чтобы гармонировать с расположенным неподалеку Кремлем, но свою коррективу внесли трубы ближайшей ТЭЦ: розовое здание очень скоро бы стало черным, поэтому в итоге остановились на сером цвете — так «серый дом» стал серым. Правда, для этого пришлось пойти на хитрость: сам архитектор настаивал на розовом цвете, но ему пришлось уехать по делам в Италию, его помощник распорядился покрасить дом в серый цвет.
Хотя этого и не видно на первый взгляд, «серый дом» стоит на сваях — его строили на заболоченном месте, поэтому даже не рыли котлован под фундамент, а вместо этого забили в землю 3000 опор. Кстати, этот элемент конструкции ставит крест на слухах про подземный ход, ведущий отсюда прямо на Лубянку.
Поскольку в доме жили члены правительства, герои Гражданской войны и другие важные персоны советской эпохи, инфраструктура опережала свое время. Это здание первым во всей Москве было оснащено горячим водоснабжением, в нем установили газовые плиты, пока вся столица готовила на примусах и керосинках, а лифты были привезены из Германии. Говорилось о том, что вскоре такие же дома появятся по всей Советской России, но начавшаяся типовая застройка проводилась в несколько ином ключе.
Московский планетарий
© ТАСС
Крупные научные обсерватории, оснащенные мощными телескопами, устанавливают, как правило, в горах, и чем дальше они от цивилизации, тем лучше. И дело не столько в высоте, сколько в городском освещении, при котором наблюдать за звездами, мягко говоря, затруднительно. В самом деле, о каком звездном небе можно говорить в центре Москвы. И между тем на Красной Пресне стоит самая настоящая обсерватория, где до 1990 года велись регулярные наблюдения. Правда сейчас планетарий действует исключительно как музей.
Обсерватория, принадлежащая МГУ, была построена в 1831 году на Трех горах у Пресненской заставы на территории дачи, подаренной университету купцом-меценатом З.П.Зосимой. Здание было оснащено специальным фундаментом для установки оборудования, а позднее, в начале ХХ века — раздвижным вращающимся куполом для наблюдений. В то время обсерватория считалась одной из самых передовых в мире, а установленный в ней телескоп был одним из самых больших в России.
В 1931 году в подвале здания были установлены точные часы, и обсерватория обрела статус всесоюзной службы времени. Эти часы не останавливались даже во время Великой Отечественной войны, когда зажигательные бомбы падали прямо во дворе. К счастью, уникальное здание выстояло. И хотя научные наблюдения в нем сегодня не ведутся, раз в год обсерватория дает всем желающим возможность посмотреть в настоящий серьезный телескоп — как правило, в сентябре здесь устраиваются Ночи открытых дверей для всех, кто интересуется астрономией.
Живописный мост
© Abrudenko / commons.wikimedia.org
Один из самых новых мостов в Москве — движение по нему было открыто в 2007 году. Его конструкция не имеет аналогов в мире — он стоит не поперек реки, как обычно, а пересекает ее под острым углом, по диагонали. Пилон моста выполнен в виде огромной решетчатой арки, выкрашенной в красный цвет и видной издалека. Мост практически сразу стал популярной местной достопримечательностью: планируется, что в 2016 году здесь откроется самый необычный загс столицы — браки будут заключаться на высоте 100 метров.
Если посетителей смотровой площадки впечатляют виды, которые открываются со смотровой площадки моста, то инженеров больше восхищает концепция подвеса. Веерная система вант отменила необходимость жесткого крепления пролетного строения — оно может раскачиваться как качели. Но чтобы избежать ненужных колебаний, в Германии были сделаны два гигантских масляных амортизатора, установленных на одной из опор моста.
Источник